Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Еды мало

Введение запретов на экспорт пшеницы приведет к глобальному продовольственному кризису и ударит по бедным странам

Миру грозит продовольственный кризис, если страны, спасая внутренний рынок, будут вводить запрет на экспорт зерна, заявил Всемирный банк. По своим масштабам кризис может быть сопоставим с 2008 годом, когда продукты питания подорожали на 40%. Россию эмбарго не спасет от роста цен.

Всемирный банк (ВБ) призвал страны — экспортеры зерна воздержаться от введения эмбарго на поставки пшеницы, поскольку это может привести к новому глобальному кризису цен на продовольствие. «Мы надеемся, что нам удастся препятствовать его появлению, призвав страны не принимать меры, который могут привести к эскалации», — заявила в интервью Reuters управляющий директор ВБ Нгози Оконджо-Ивеала, добавив, что нестабильность цен прежде всего ударит по бедным странам.

В первую очередь речь идет о России, где из-за аномальной жары и засухи правительство на прошлой неделе запретило экспорт пшеницы, меслина, ячменя, ржи, кукурузы и муки с 15 августа по 31 декабря. Это уже привело к резкому скачку цен на мировых биржах, поскольку Россия является третьим по величине экспортером пшеницы. На следующий день после заявления об эмбарго цены на пшеницу поднялись более чем на 12%. А в целом с начала июля она подорожала на 68%. Масла в огонь подлила Украина, где поставки зерна задерживаются из-за введения новой системы таможенного контроля. При этом Украина является шестым по величине зерновым экспортером. Из-за скачка цен Египет, крупнейший импортер зерна, уже приостановил закупку пшеницы на Украине и в Казахстане.

Ситуацию ухудшают наводнения в Китае, Индии и Пакистане. Пока, правда, по словам Оконджо-Ивеалы, мировой продовольственный рынок чувствует себя лучше, чем в 2008 году, когда цены поднялись до рекордных уровней. Тогда за год продукты подорожали на 40%.

Однако западные газеты уже вовсю говорят о грядущем продовольственном кризисе.

«Продуктовый кризис 2008 года стал первым подобным за последние 30 лет. Его повторение столь скоро будет важным знаком, что подобные события возможны и в будущем», — пишет Financial Times,

напоминая, что в 2008 году нехватка зерновых привела к социальным потрясениям в ряде развивающихся государств. Мир должен готовиться к кризису на товарных рынках в связи с развитием ситуации с зерновыми, вторит The Independent. Засуха и эмбарго в России, а также возможность неурожая в Австралии и ливней в Канаде — это обернется ростом мировых цен на продукты, пишет The Guardian.

Россия пока не реагирует на призывы отказаться от эмбарго, стремясь защитить внутренний рынок. Согласно прогнозам Минсельхоза, урожай в этом году составит 60—65 млн тонн против прошлогоднего в 97 млн тонн, при этом внутренние потребности страны составляют 78 млн тонн.

По мнению экспертов, запрет экспорта не спасет Россию от роста цен на продукты. «Официальная статистика на текущий момент не зафиксировала рост цен на продовольствие, но мы уже сейчас можем констатировать, что с начала августа цены на молочные продукты поднялись на 15—20%. Этот рост официальная статистика отразит осенью», — говорит директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев. «В потребительской корзине примерно 24% приходится на товары, стоимость которых зависит от цен на пшеницу. К ним, в частности, относятся продукты, в производстве которых зерновые используются в качестве сырья (хлебобулочные изделия и макаронные изделия, алкогольные напитки, крупы) или корма (мясомолочная продукция, яйца, сыр)», — отмечается в обзоре ИК «Ренессанс Капитал».

В конце прошлой недели первый вице-премьер Игорь Шувалов уже заявил, что быстро растущие цены на зерно могут «поставить под угрозу те планы по инфляции, которые мы в этом году имеем».

Согласно официальному прогнозу, это 6—7% по итогам года. С начала года рост инфляции составил 4,8%, а в годовом выражении, то есть июль к июлю, — 5,5%. «Засуха прибавит к годовой инфляции 0,5—1,5%, таким образом, по итогам года мы получим от 6,5% до 8,5%», — считает Моисеев. Есть и более негативные прогнозы. «Засуха усиливает страхи относительно возможности роста инфляции из-за высокой доли продуктов в индексе потребительских цен (38%) и глобального роста цен на продукты и прочие сырьевые товары», — отмечается в обзоре ING, который поднял прогноз по инфляции с 6,8% до 9,5% в этом году и с 7,6% до 9,5—10% в следующем.

Новости и материалы
В Астрахани массажист подрался с клиентом в торговом центре
ВСУ атаковали село в Белгородской области, есть пострадавший
Сборную России позвали сыграть против строителей
Появилась дата, когда можно будет переобувать зимнюю резину в 2024 году
Сергей Бурунов объяснил, почему не застал теракт в «Крокусе» в день трагедии
К защитнику «Нефтехимика» проявляют интерес три клуба КХЛ
Сати Казанова снялась в откровенном прозрачном платье: «Давно не игралась в горячую штучку»
Лавров заявил, что реакция Израиля на теракт ХАМАС является непропорциональной
Милонов назвал Пугачеву ведьмой-приспособленкой
Мужчина с ножом пырнул пассажира поезда
В Италии допустили возможность формирования корпуса резервистов
В Британии назвали условие, при котором Ассанжа не экстрадируют в США
Светлаков раскрыл, почему ушел из «Уральских пельменей»
В РФ рекордно выросли сроки автокредитов
Федор Бондарчук назвал фильм, который может стать новой вехой в истории российского кино
Германия сообщила о передаче Украине нового пакета военной помощи
«Аэрофлот» отказался от iPad в пользу российских планшетов
Генерал ВСУ назвал причины тяжелого положения Украины
Все новости