«Роснефть» заплатила голландской «дочке» ЮКОСа Yukos Capital S.a.r.l. требуемые 12,9 млрд рублей. Об этом, ссылаясь на источник в госкомпании, сообщает РИА «Новости». Структура ЮКОСа добивалась от «Роснефти» выплаты указанной суммы с 2007 года, хотя завязка истории уходит еще глубже в прошлое: в 2004 году YC предоставила займ на 12,9 млрд рублей «Юганснефтегазу», который на тот момент также принадлежал ЮКОСу. Однако в ходе банкротства материнской компании в 2004 году «Юганск» перешел под контроль «Роснефти». Деньги же Yukos Capital никто не вернул.
Голландская «дочка» ЮКОСа стала судиться с российской госкомпанией, но российские судебные инстанции встали на сторону «Роснефти». Тогда, весной прошлого года, YC обратилась в апелляционный суд Амстердама, и он признал правоту истца, обязав своим решением «Роснефть» выплатить требуемую сумму. «Роснефть», однако, этого не сделала, и Yukos Capital пошла по инстанциям дальше, подав в суды США и Великобритании иски с требованием в качестве обеспечительных мер арестовать активы «Роснефти». В Америке YC не повезло, так как оказалось, что в штате Нью-Йорк (а в суд именно этого штата обращалась «дочка» ЮКОСа) у российской компании активов нет.
А вот от британского суда истцу удалось добиться ареста некоторых структур «Роснефти»
(каких именно, не раскрывалось, но из отчетности компании следует, что в Великобритании зарегистрированы Rosneft Marine Holdings Limited, Rosneft Investments и Shelf Limited).
В начале апреля «Роснефть» предоставила некие гарантии, которые удовлетворили британский суд, и арест был снят. Что это были за гарантии, не раскрывалось. Тем не менее российская компания не оставляла попыток обжаловать решение Амстердамского суда, но проиграла и этот раунд: в конце июня Верховный суд Нидерландов отказал «Роснефти» в праве обжалования. Юристы тогда отмечали, что у «Роснефти» не остается другого выбора, кроме как заплатить.
«Не заплатить было бы себе дороже, — поясняет аналитик ИК «Метрополь» Алексей Кокин. –
Когда активы «Роснефти» попали под обеспечительные меры, это уже вызвало ажиотаж в трейдерских кругах, а отказ от выполнения решения Высшего суда Нидерландов означает риск нового ареста активов».
Кроме того, сумма иска для «Роснефти» незначительная: по нынешнему курсу это около $432 млн, в то время как приблизительная прибыль госкомпании в этом году, по словам Кокина, составит около $10 млрд.
Однако, избежав одних рисков, «Роснефть» может навлечь на себя другие, причем более серьезные. «Компания пошла по пути наименьшего сопротивления. Не желая рисковать, она решила признать свою неправоту и фактически откупиться, — комментирует эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. – Но практика как бизнеса, так и политики показывает, что атакующий, как правило, на одной победе не останавливается».
«Роснефти», а в ее лице и российским властям, своим нынешним ходом вряд ли удастся примириться с менеджментом ЮКОСа и Западом, поддерживающим опальную компанию,
говорит политолог: «В таких вещах нельзя давать слабину. В перспективе это может обернуться очень неприятными последствиями как для «Роснефти», так и для российского правительства».