«МВФ ожидает, что в 2010 году в экономике России возобновится рост, который составит 4,25%, после сокращения на 7,9% в 2009 году», — говорится в опубликованном в понедельник в США очередном докладе группы советников фонда по России.
Инфляция в России быстро снижается, счета текущих операций и операций с капиталом восстановились после резкого ухудшения, а курс рубля укрепился, отмечается в докладе.
В 2011 году рост российской экономики замедлится до 4%. Инфляция составит 6% к концу 2010 года и 5,5% к концу 2011 года.
По словам руководителя миссии МВФ в России Пола Томсена, успешно противостоять кризису в России помогла политика властей, направленная на сбережение значительной части сверхприбылей от экспорта нефти. «Нефтяные» сбережения, по подсчетам МВФ, достигали почти $600 млрд и обеспечили правительству России «широкое пространство для маневра в принятии антикризисных мер». «А к тому времени, как цены на нефть снизились и страна испытала воздействие кризиса, официальные органы благодаря механизму нефтяного стабилизационного фонда обладали существенным потенциалом для принятия активных ответных мер», — говорит Томсен.
Вместе с тем эксперты фонда отмечают, что в российской банковской системе все еще сохраняется напряженность, а финансовые рынки остаются уязвимыми.
По словам Томсена, Россия должна решить ряд проблем, связанных в первую очередь с бюджетом.
«Россия приняла огромные бюджетные стимулы (в объеме почти 10% ВВП), для того чтобы смягчить воздействие кризиса. Теперь стране потребуется отменить эти бюджетные стимулы и провести структурные реформы для повышения темпов экономического роста», — советует МВФ.
Однако примерно три четверти госрасходов составляют соцобязательства, в основном в виде повышения расходов на пенсии, отмечает МВФ. «Поэтому сокращение расходов необходимо будет произвести в других областях», — полагают в МВФ.
А на дискреционные расходы, стимулирующие экономику, приходится лишь 9% ВВП. «Это означает, что Россия не сможет отменить бюджетные стимулы, если она не проведет значительные реформы в государственном секторе, позволяющие сберечь средства в социально чувствительных областях, таких как здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение», — отмечает Томсен.
В проекте бюджета на 2011 год сумма государственных инвестиционных расходов определена в объеме 1,36 трлн руб., из них федеральные целевые программы (ФЦП) составят 981,7 млрд руб. - рост 19%, а непрограммная часть федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) - 378 млрд руб. Примерно столько же инвестрасходы составляли и в 2009 году. В последующие годы инвестпрограммы будут сворачиваться.
Традиционные упреки МВФ по поводу необходимости структурных реформ российские власти воспринимают. Но делается в этом направлении мало. На прошлой неделе при обсуждении планов по приватизации пакетов акций госкомпаний министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщила, что от продажи госдолей правительство рассчитывает выручить в следующем году около 200 млрд рублей, а за три года (2011-2013) порядка 600-700 млрд. Это меньше, чем прогноз по приватизации, представленный Минфином. Но цель приватизации не только в получении дополнительных доходов для бюджета, но и в снижение веса госдударства в экономике, структурные реформы, уточняла Набиуллина.
«Рост ВВП в 2010 году составит не более 2%», — возражает партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Причем
рост российской экономике был обеспечен не столько правительственными мерами поддержки, сколько спросом на внешних рынках, а также отложенным потребительским спросом внутри страны. «Тогда как правительство концентрировалось на поддержке финансовой сферы, отдельных предприятий и социальной защите граждан»,
— уточняет Николаев.
Сокращение расходов бюджета — палка о двух концах. «Если мы соглашаемся с тем, что именно отложенный спрос стал причиной роста экономики, то надо учитывать специфику этого фактора: этот спрос быстро выплеснулся и будет быстро затухать. И грамотная политика заключается в том, чтобы поддержать этот спрос, в том числе за счет бюджетных вливаний», — говорит эксперт.
Российских экспертов, наоборот, беспокоит тот факт, что в проекте бюджета на ближайшие три года закладывается сокращение госрасходов, которые выполняют роль драйверов роста российской экономики в кризисные годы. В 2011 году госрасходы составят 20,2% ВВП, а затем будут сокращаться до 19,6% в 2012 году и 19% в 2013 году, подсчитал ранее главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин. «Если еще вспомнить о грядущем увеличении налогов на бизнес, который и без того скорее жив, чем мертв, то непонятно, за счет каких стимулов наша экономика будет восстанавливаться», — недоумевает Осин.