Американский регулятор обвинил Citigroup в том, что тот скрывал от инвесторов данные о размере возможных потерь в результате вложений в высокорискованные финансовые продукты банка – производные от ипотечных кредитов (категория subprime). Обвинения были выдвинуты как против всего Citigroup, так и против двух его топ-менеджеров, которые, по предположению SEC, участвовали в сокрытии этой информации. Бывший главный финансовый директор банка Гари Критенден выплатит за урегулирование претензий $100 тысяч, а бывший глава отдела по связям с инвесторами, ныне глава кросс-маркетинга Артур Тилдсли — $80 тысяч.
«В действительности в финансовой отчетности, касающейся высокорисковых кредитов, фигурировали цифры в миллиарды долларов, информация о которых не была донесена до инвесторов. Правила раскрытия финансовой информации просты: если вы принимаете решение обнародовать данные — говорите всё, не ограничивайтесь полуправдой», — заявил представитель SEC Роберт Кузами. Как отмечается в сообщении регулятора, Citigroup обманывала и своих клиентов в период с конца июля по середину сентября 2007 года.
В официальных документах банк говорил, что размер его активов, связанных с ипотекой, не превышает $13 млрд. Однако на самом деле рискам подвергались активы на сумму более $50 млрд.
Три года назад именно крах ипотечной системы США стал началом развития глобального финансового кризиса. При этом в рамках поддержки ведущих финансовых корпораций страны в период кризиса американские власти были вынуждены выделить Citigroup $45 млрд.
Но на этом возможные претензии к Citigroup могут не закончиться. Пока ни банк, ни его топ-менеджеры, как это обычно бывает в подобных случаях, своей вины не признали, но, правда, и не отрицают ее. По сообщениям Financial Times, некоторые детали мирового соглашения банка и SEC помогут потенциальным истцам получить компенсации от Citigroup. «Заявление SEC подтверждает наши основные предположения, и мы сможем использовать (в судебных разбирательствах) документы, на которые она ссылается», — заявил один из адвокатов группы инвесторов Стивен Сингер.
Примечательно, что двумя неделями ранее мировое соглашение с SEC подписал другой крупный американский банк — Goldman Sachs. Для снятия обвинения регулятора ответчик согласился выплатить $550 млн. Идею такого соглашения выдвинул сам Goldman Sachs, который хотел как можно быстрее избавиться от репутационных потерь. Согласно данным регулятора, Goldman Sachs предоставлял своим клиентам ложную или неполную информацию об использовании CDO (облигации, обеспеченные долговыми обязательствами), которые в итоге были привязаны к облигациям subprime (повышенного риска).
Этот банк предлагал своим клиентам купить данные инструменты, тогда как сам продавал их. В результате клиенты потеряли более $1 млрд.
Журналисты издания Rolling Stone сравнили Goldman Sachs с «гигантским спрутом-вампиром, вцепившимся в лицо человечества». Но гендиректор Goldman Ллойд Бланфейн заявлял, что деятельность финкомпании — «божье дело». Позднее при расследовании дела в сенате всплыла переписка сотрудников банка, в которой обеспеченные subprime бумаги признавались самими банкирами «дерьмовыми» и «бросовыми».
Тем не менее, по словам главы Goldman Sachs, банк не мог знать, что случится с американским рынком жилья: подобными спекуляциями занимались все инвестбанки, пока не грянул кризис.
Но штрафы, вынесенные SEC, уберечь инвесторов и клиентов от недобросовестных банкиров не смогут. «Выплаты направлены на то, чтобы демотивировать банки проводить недобросовестную политику по отношению к инвесторам. Но с учетом названных сумм эффект будет ничтожным: на недобросовестных инструментах банки смогли заработать гораздо больше», — говорит заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая.
По словам эксперта, подобного рода мировые соглашения между банками и SEC не решают проблему обмана клиентов — это чисто символический акт, призванный примирить фининдустрию и разгневанную общественность.
Несильно улучшит ситуацию с введением в заблуждение инвесторов и программа реформ банковского сектора, которая на прошлой неделе была подписана президентом США Бараком Обамой. Суть реформы в ограничении банков в круге возможных операций. Например, финкомпаниям, которые привлекают депозиты населения, нельзя будет вкладываться в деривативы и другие опасные инструменты. Для контроля над отраслью был создан специальный орган, уполномоченный даже ликвидировать ненадежные банки.
Кроме того, ужесточились требования по рейтинговым агентствам: теперь последние должны выставлять свои оценки более ответственно. «Но чудес от реформы банковской сферы ожидать не стоит: было сделано много оговорок, которые смягчали первоначально заложенный смысл. К тому же реформа растянется на много лет», — говорит Беленькая.
По мнению эксперта, необходимо жестче ограничивать операции банков, требовать более полного предоставления информации, что поможет инвесторам лучше понимать риски. «Но банковская система, как известно, нацелена на извлечение прибыли, поэтому исключить введение в заблуждение полностью не удастся», — говорит Беленькая. Инвесторам остается самим осознаннее подходить к оценке рисков.