Goldman Sachs и комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) договорились об урегулировании всех претензий к банку в одном всеобъемлющем соглашении. Goldman Sachs согласился выплатить $550 млн. Соглашение снимает важнейший фактор неопределенности и в отношении самого банка, и других фирм с Уолл-стрит. Правда, многие считали, что размер штрафа для Goldman мог бы составить около $1 млрд.
Goldman Sachs внесет изменения в свою бизнес-практику; он также признал, что его маркетинговые материалы, касающиеся субстандартных продуктов, содержали неполную информацию, говорится в сообщении SEС. Как говорится в сообщении самого банка, направленном в суд, было «ошибкой», что в маркетинговых материалах не была раскрыта роль хедж-фонда Paulson & Co. Inc., который играл на снижение цены тех самых облигаций, которые банк предлагал инвесторам.
Штраф для Goldman Sachs крупнейший в истории Уолл-стрит. Банк, как обычно и происходит в случае подобных мировых соглашений, не признал, но и не отрицает своей вины.
Идею такого соглашения выдвинул сам Goldman Sachs, который очень хочет как можно быстрее покончить с дурной славой, окружающей банк с апреля этого года, когда SEC начала против него расследование и подала иск в нью-йоркский суд. Согласно данным регулятора, банк предоставлял своим клиентам ложную или неполную информацию об использовании CDO (облигации, обеспеченные долговыми обязательствами), которые в итоге были привязаны к облигациям subprime (повышенного риска). Основной объем обвинений связан как раз с таким производным инструментом под названием Abacus 2007-AC1, который был структурирован банком и продан нескольким инвесторам, в частности немецкому IKB Deutsche Industriebank и нидерландскому ABN Amro.
Через восемь месяцев после продажи Abacus инвесторам продукт обесценился: у 99% бумаг, входивших в ипотечный пул, был понижен рейтинг. В результате инвесторы потеряли более $1 млрд.
Банк все обвинения SEC отрицал, называя их «абсолютно не обоснованными законами или фактами», и подчеркивал, что сам понес потери в ходе этой сделки — более $90 млн. Однако в конце апреля, когда руководство Goldman Sachs в течение десяти часов отчитывалось в сенате, американские законодатели привели в доказательство переписку сотрудников банка, где обеспеченные subprime бумаги признавались банкирами «дерьмовыми» и «бросовыми». Распространение «токсичных» облигаций и стало одной из причин кризиса, уверены сенаторы. Тем не менее, по словам главы Goldman Sachs, банк не мог знать, что случится с американским рынком жилья: подобными спекуляциями занимались все инвестбанки, пока не грянул кризис.
С начала мая стороны пытались заключить мировое соглашение, но безрезультатно. Нынешняя спешка Goldman Sachs было вызвана опасениями банка получить новые иски. Дело в том, что соглашение, по которому велись переговоры, касалось именно Abacus, но подкомитет сената недавно расширил обвинения, предъявленные банку: якобы он совершал мошеннические сделки и с другими сложными финансовыми инструментами, привязанными к высокорисковым ипотечным облигациям, на сумму в несколько миллиардов долларов.Именно поэтому банкиры попытались сделать как можно более широкое соглашение, которое бы положило конец всем обвинениям.
Акции Goldman выросли в четверг в конце торговой сессии, когда стало известно о соглашении, на 4,4%.
Однако заключенное соглашение с SEC может навредить и отношениям Goldman Sachs с клиентами, полагают некоторые эксперты. А это означает, что череда новых исков против банка неизбежна. Глупо, разбираясь с одним делом, надеяться решить все свои остальные проблемы, приводит The Wall Street Journal мнение американских юристов.
По мнению директора направления финансового консультирования BDO в России Александра Артемьева, SEC согласился на сокращение претензий, поскольку наверняка есть уверенность, что это соглашение, скорее всего, не последнее. «Раз положен старт этому процессу, то при вскрытии подобных ситуаций с крупными потерями инвесторов при доказанных действиях GS с другими группами высокорисковых производных инструментов новые штрафы неизбежны», - считает эксперт.