Радикальный способ снизить стоимость авиабилетов предложил вице-премьер — полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. «Надо ставить вопрос об отмене внутреннего НДС, что на 20% удешевит стоимость билета», — сказал он. Вице-премьер уточнил, что этот вопрос поднимался в среду на совещании в Кисловодске, посвященном развитию аэропортов. И привел живой пример: в настоящее время стоимость перелета из Москвы в Германию составляет 6 тысяч рублей, тогда как долететь в Минводы стоит 8—-11 тысяч рублей.
При осуществлении международных рейсов НДС нашим авиакомпаниям возвращается.
Разговоры о завышенных ценах на авиабилеты, если сравнивать с зарубежными перелетами, в последнее время стали темой для обсуждения не только обычных пассажиров, но и чиновников. В частности, на совещании в Кисловодске о причинах высоких цен рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько. Кроме НДС он называл среди них также пошлины на ввоз зарубежных самолетов и местные налоги. «Вводятся реконструированные объекты авиатранспортной инфраструктуры. Сейчас законодательство устроено так, что стоимость нового аэродрома не вычитается при установлении налогов, и приходится платить местные налоги такие, что цена билета, например, в Геленджик увеличивается на одну тысячу рублей», — сказал Нерадько. По его словам, федеральные власти уже обратились к руководителям субъектов федерации с просьбой установить минимальные налоги, но многие регионы идут на это неохотно. «Если потребуется, будет внесено изменения в федеральное законодательство на этот счет», — обещает Нерадько.
Действительно, внутренних налогов слишком много, соглашаются эксперты. Именно они больше всего влияют на уровень цен. Внутренний рынок в отличие от международных полетов, которые российские перевозчики осуществляют по межправительственным соглашениям (зарубежные маршруты закреплены за отдельным перевозчиком), в России либерализован: на любой маршрут может зайти любой перевозчик. «Сейчас он уже довольно конкурентный, — говорит источник «Газеты.Ru» в авиационных кругах. — Например, недавно «Аэрофлот», по сути, объявил «Трансаэро» войну буквально на всех направлениях, включая чартеры, и цены падают». Высокие цены привели бы к тому, что пассажир ушел бы на железную дорогу, но в последнее время была обратная тенденция. Однако картельные сговоры между авиакомпаниями есть и сейчас. Нельзя исключать и коррупцию на уровне чиновников, регулирующих авиасообщение, говорит источник. Все это тоже влияет на уровень цен.
«Если сравнивать сетевую авиакомпанию «Аэрофлот» с зарубежным лоукостером, то, конечно, разница в цене будет», — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Пантелеев.
Серьезных лоукостеров у нас нет. А крупные зарубежные перевозчики могут экономить на масштабах своего бизнеса. «Вся наша гражданская авиация может перевезти 50 млн пассажиров в год, в Европе такое количество пассажиров по силам одному крупному перевозчику, например Lufthansa», — говорит Пантелеев.
По мнению руководителя консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, в целом идея отменить НДС здравая, ведь возвращают же НДС авиакомпаниям, летающим за рубеж, но воплотить в жизнь ее будет очень сложно: «Минфин в вопросе отмены НДС — и это касается любой отрасли, не только авиационной — стоит стеной. Все разговоры об отмене НДС там воспринимаются как измена Родине». «Вопрос действительно в том, готово ли правительство пойти на такой беспрецедентный шаг, — соглашается Олег Пантелеев. — Пока особого желания не видно».
К тому же вряд ли с отменой НДС билеты подешевеют на ту же величину — 18%. Авиакомпании устанавливают цены не по уровню своих затрат, а из текущей рыночной ситуации. «Если есть возможность держать высокую цену благодаря высокому спросу, они будут держать», — говорит Пантелеев. А если цены действительно удастся снизить, это приведет к росту пассажиропотока, что станет серьезным испытанием для отрасли: самолет в лизинг можно взять довольно быстро, то вот обучение новых пилотов займет несколько лет.
«Мы до сих пор не можем определиться с ролью наших авиакомпаний: то ли авиакомпании — это коммерческие предприятия, то ли дотируемый, социальный транспорт. Если коммерческие предприятия — то надо радоваться что они устанавливают высокие цены и при этом самолеты заполняются на 80%, чего нет даже в Европе», — добавляет Пантелеев.