«Подписано заявление в связи с тем, что Таможенный кодекс вступил в силу. В отношениях между тремя странами он применяется с 6 июля текущего года, в отношениях между Российской Федерацией и Казахстаном — с 1 июля 2010 года», — заявил президент России Дмитрий Медведев на брифинге в Астане по окончании заседания саммита ЕврАзЭС.
Теперь, когда Таможенный союз приобретает реальные формы, интерес к нему проявляют Киргизия и Таджикистан.
«Киргизия, являясь членом ВТО, организовала рабочую группу по изучению вопроса о вхождении в Таможенный союз с учетом выгоды для страны», — заявила президент страны Роза Отунбаева. «Что касается вступления в Таможенный союз, мы очень серьезно этим занимаемся», — согласился президент Таджикистана Эмомали Рахмон.
Всего на саммите высший орган Таможенного союза принял девять решений, среди которых заявления «О ходе выполнения плана действий по формировании единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России», «Об экспортном контроле государств — членов Таможенного союза», «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» и другие.
Основное же решение, по сути, было принято в минувшие выходные, когда стало известно, что Белоруссия ратифицировала основной документ Таможенного союза. «Беларусь исходит из того, что любой союз, более того, близких братских государств — мы можем об этом так говорить — должен быть во благо, приносить большее благо народу. В том числе и наше новое образование — Таможенный союз. Поживем — увидим», — заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко, комментируя совместное заявление трех президентов о вступлении в силу Таможенного кодекса.
До последнего момента не было понятно, смогут ли Минск и Москва договориться о таможенных пошлинах на нефть и нефтепродукты. В середине июня Лукашенко назвал главное условие подписания Таможенного кодекса: в 2010 году отменить пошлины на нефтепродукты, а с 2011 года — на нефть. Россия же настаивала на сохранении пошлин до тех пор, пока три страны окончательно не сформируют единое экономическое пространство.
Эти разногласия сохраняются и после ратификации документа. «Белорусская сторона по-прежнему считает, что формирование Таможенного союза, единой таможенной территории ведет к отмене экспортных пошлин во взаимной торговле.
Россия и Казахстан — я подчеркиваю, это не решение одной России, на этом настаивает и Казахстан — считают, что до формирования единого экономического пространства (ЕЭП) и вступления в силу всех соглашений, формирующих ЕЭП, у каждой стороны остается право взимать экспортные пошлины, при формировании ЕЭП таких возможностей не останется», — заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам заседания ЕврАзЭС.
Это означает, что ждать отмены пошлин Белоруссии придется до 1 января 2012 года, когда должно заработать ЕЭП.
Все соответствующие соглашения должны быть готовы до конца этого года. «Сегодня принято решение об ускорении работы, и мы должны сделать все, чтобы весь пакет был разработан и принят до 1 января 2011 года», — подчеркнул Шувалов.
«Что будет делать Минск эти полтора года — сложно сказать. Ведь для Лукашенко экспортные пошлины — это вопрос жизни и смерти», — говорит ведущий научный сотрудник Института географии РАН политолог Дмитрий Орешкин
Объемы поставок российской нефти в Белоруссию (по трубопроводу и транспортом) составляют около 21,5 млн тонн. До конца 2009 года вся нефть, идущая в Белоруссию из России, облагалась пошлиной в 35%. Большую ее часть республика реэкспортировала уже как свою, получая прибыль.
В 2010 году практика изменилась: Россия поставляет вообще без пошлины те объемы, которые необходимы для внутреннего потребления Белоруссии (6,3 млн тонн из 21,5 млн тонн, идущих в Белоруссию), а пошлины на остальную часть составили 100%. Это ударило по белорусской экономике и бюджету.
«Суммарный объем ВВП, получаемый от переработки поставляемой нефти, составляет $5—8 млрд при ВВП, равном около $40 млрд. Это означает, что Минск теряет в год 20% ВВП»,
— говорит Орешкин.
Впрочем, для отстаивания своих интересов Белоруссия может воспользоваться судом ЕврАзЭС, статут которого был уточнен. Новая редакция предусматривает «расширение компетенции суда в рассмотрении дел в рамках Таможенного союза», объяснил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Основная задача суда — урегулировать споры экономического характера, которые возникают между государствами и компаниями стран ЕврАзЭС, а также давать разъяснения по документам организации.
Ранее функции суда союза были возложены на Экономический суд СНГ. Лукашенко уже подавал иск против России в этот суд, и как раз по поводу поставок нефти: Минск ссылался на межправительственные соглашения 1992 и 1995 годов, согласно которым товарооборот между Белоруссией и Россией должен происходить без экспортных пошлин, за исключением сырой нефти. Сейчас этот иск уже несколько месяцев находится на рассмотрении суда.
«Обращение в суд ЕврАзЭС, как и СНГ, едва ли даст что-то серьезное Белоруссии. Ведь принципы такого рода сообществ строятся на очевидном лидерстве одной страны. Вряд ли этот суд будет абсолютно независимым от главного игрока — России», — полагает Орешкин.