Белоруссия ратифицировала Таможенный кодекс Таможенного союза. «Таможенный кодекс мы ратифицировали, мы сегодня находимся в той же системе координат, что и они (Россия и Казахстан — прим. «Газеты.Ru»), мы ни на миллиметр не отстали в Таможенном союзе», — заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко в субботу, 3 июля.
По словам Лукашенко, в «России не знали про ратификацию», поскольку он намеренно скрывал это от своих партнеров.
Лишь в конце прошлой недели, 1 июля — в день, когда должно было начаться объединение таможенных территорий, источники в белорусском парламенте сообщили, что Таможенный кодекс ратифицирован депутатами, но уже после основной сессии, «в ходе закрытого заседания».
До последнего момента оставалось неясным, присоединится ли Минск ко второму этапу Таможенного союза и подпишет ли основной документ. С конца мая Белоруссия и Россия никак не могли договориться по ряду вопросов. Так, белорусская сторона настаивала, чтобы экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты вошли в соглашение по Таможенному союзу, что сэкономило бы Минску $2 млрд ежегодно. Однако российская сторона хотела, чтобы поставки нефти оговаривались отдельными соглашениями. Камнем преткновения стали и пошлины на автомобили, введение которых на территории Таможенного союза позволит поддержать российский автопром.
Ближе к 1 июля Москва сменила пряник на кнут, напомнив о долге «Белтрансгаза» российскому «Газпрому» в $192 млн.
В ответ Минск заявил, что за «Газпромом» тоже есть долги в $32 млн за транзит газа через белорусскую территорию, и пригрозил перекрыть поставки российского газа и нефти в Европу. Несговорчивость Лукашенко привела к тому, что российские чиновники не исключали: второй этап формирования Таможенного союза — более тесная интеграция — возможен и без участия Белоруссии.
В конце прошлой недели, 2 июля, стороны смогли договориться. «Белтрансгаз» и «Газпром» подписали соглашение к контракту по транспортировке газа, в соответствие с которым ставка транзита через белорусскую территорию установлена в размере $1,88 за 1 тысячу кубометров на 100 км. На цене поставок российского газа в Белоруссию подписанное допсоглашение не скажется.
Вопрос по нефти оставался открытым. Так, еще за сутки до вступления в силу Таможенного кодекса первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко объяснил отказ Минска ратифицировать Таможенный кодекс нежеланием Москвы отменить экспортные пошлины.
У Белоруссии не было другого выхода, как согласиться на предложенные Россией условия,
уверен эксперт. «До последнего момента Минск пытался провести свои инициативы. Однако Москва не уступала, поэтому было понятно, что Лукашенко придется подписать кодекс, поскольку он выгоден Белоруссии серьезными преференциями в ряде отраслей и, прежде всего, в сельском хозяйстве. Ведь более 80% белорусского экспорта приходится на Россию», — объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Кроме того, по словам эксперта, Белоруссии было невыгодно ссориться с Казахстаном, который до последнего занимал выжидательную позицию: «Если бы Лукашенко не приехал на саммит, да еще в преддверии юбилея Назарбаева (президента Казахстана — прим. «Газеты.Ru»), он бы мог потерять стратегического союзника».
Однако споры еще не закрыты. Ратификация Таможенного кодекса тремя странами означает, что на территории России, Казахстана и Белоруссии действует единое таможенное пространство. Что это означает на практике — предстоит решить президентам Дмитрию Медведеву, Нурсултану Назарбаеву и Александру Лукашенко в понедельник, 5 июля, на саммите Таможенного союза в Астане.
«Белорусская сторона рассчитывает на следующий этап — введение единого экономического пространства, что предполагает обнуление всех пошлин. Однако в обмен на это Москва выдвинет ряд политических и экономических условий. Поэтому торги еще не закончились», — заключает Абзалов.
Отдельных переговоров в рамках саммита ЕврАзЭС между Медведевым и Лукашенко не планируется, рассказал «Газете.Ru» источник в российской делегации. В отличие от Лукашенко с Назарбаевым Медведев проведет короткие двусторонние переговоры, добавил собеседник. После переговоров российский лидер останется на празднование дня рождения Назарбаева.
В канун встречи в Астане Медведев публично съязвил в адрес Лукашенко, покритиковав нежелание того подписывать таможенные документы. В субботу в Благовещенске проходило совещание по таможенной и миграционной проблематике, где руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов рассказывал, как изменилась ситуация с вступления в силу Таможенного кодекса.
«Пока никаких чрезвычайных происшествий нет, может быть, потому что выходные, а может быть, потому что новые правила должны быть еще осмыслены юридическими лицами, — сообщил он. — Этот вопрос каждый день на контроле, следим за ситуацией в режиме онлайн, создан телефон доверия. Пока тревоги есть, и самая большая из них — формат Таможенного союза». Медведев поинтересовался у Бельянинова, есть ли контакт с белорусскими коллегами. «Да, полный контакт», — заверил руководитель ФТС. «Главное, чтобы была политическая поддержка. Это даже не в моей компетенции, а в компетенции нашего коллеги. Это гораздо полезнее, чем спамом заниматься — письма рассылать, я имею в виду», — указал Медведев на Лукашенко.
В тот же день стало известно, что белорусский лидер разослал письмо 80 российским политикам и бизнесменам с объяснением позиции Минска в газовом конфликте.