Дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) неизбежно приведет к тому, что пенсионный возраст будет увеличен, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на ежегодном Петербургском международном экономическом форуме. «Когда мы решим – через год, через два, через пять – это не так важно сейчас, но это придется делать», — подчеркнул Кудрин.
Глава Минфина напомнил, что пенсионный возраст в России наступает раньше, чем во многих странах Европы, и наступает в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
В большинстве стран Европы (Дания, Финляндия, Ирландия, Швеция, Португалия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Германия) пенсионный возраст составляет 65 лет и для мужчин, и для женщин. В Норвегии граждане имеют право выйти на пенсию в 67 лет. Во Франции пенсионный возраст составляет 60 лет.
Однако и европейцы готовятся к постепенному увеличению пенсионного возраста. Так,
Испания еще в начале года объявила о повышении пенсионной планки до 67 лет, в Нидерландах намерены к 2025 году поднять пенсионный возраст до 65 лет, в Германии одобрили реформу постепенного увеличения с 2012 по 2019 годы пенсионного возраста до 67 лет. О подобной реформе заявили власти Великобритании, Греции и Австрии. Правительство Франции намерено к 2018 году увеличить пенсионный возраст на 2 года,
что уже вызвало многотысячные демонстрации протеста. Так, из-за забастовки в Санкт-Петербург не смог приехать директор департамента социальной защиты Всемирного банка Роберт Хольцман.
Главная задача пенсионных реформ – не допустить роста бюджетных расходов, вызванных дефицитом пенсионных фондов. По словам Кудрина, даже
несмотря на повышение ставок взносов в ПФР, его дефицит составит более 1 трлн рублей. Правительство уже одобрило поправки в бюджет 2010 года, по которым на покрытие дефицита бюджета фонда планируется направить дополнительные 150 млрд рублей.
Проблема усугубляется тем, что в будущем число пенсионеров будет расти из-за увеличения продолжительности жизни, а число работающих будет сокращаться. Если сегодня в России на 128 россиян трудоспособного возраста приходится 100 пенсионеров, то в 2012 году на 112 работающих будет 100 пенсионеров, а к 2030 году это соотношение сравняется, то есть один работник будет оплачивать пенсию одного пенсионера.
«С 2008 года трудоспособное население России на протяжении 15 лет будет сокращаться темпами от 800 тысяч до 1,5 млн человек в год»,
— подчеркнул президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев. В Европе, согласно подсчетам ООН, сейчас на одного пенсионера приходится более 4,4 работающих, к 2025 году примерно 3 работника, к 2050 году – всего двое. По словам зампредседателя комиссии Совета федерации по вопросам развития институтов гражданского общества Александра Починка, к 2080 году для большинства стран Европы это соотношение будет один на одного даже при пенсионном возрасте 70–75 лет.
«Количество работающих уменьшается, количество пенсионеров растет. Извините, но придется поднимать пенсионный возраст. Я бы пошел дальше и спросил бы, кому он нужен, этот пенсионный возраст?» — недоволен сенатор Александр Починок. По его словам, государство должно перейти от распределительной системы (работники оплачивают пенсионеров) на накопительную (работники оплачивают собственные пенсии):
«Надо сказать человеку, что он сам должен заботиться о своей пенсии, а государство с определенного возраста обеспечивает пособие тем, у кого уровень доходов к пенсии не достигает прожиточного минимума, то есть вместо пенсионного возраста установить тот, когда государство включает пособие по бедности. Только так можно решить проблему»,
— убежден Починок, занимавший в 2000–2004 годах пост министра труда и социальных вопросов.
Развитие накопительной системы могло бы решить проблемы «длинных денег» в российской экономике, что привело бы к росту инвестиций и созданию рабочих мест, согласен Дмитриев. Однако исследования показывают, что никому в России эта система в существующем виде не нужна.
Чтобы повысить доверие россиян к накопительной составляющей пенсии, власти могли бы приблизить статус пенсионных накоплений к статусу других финансовых активов населения, например банковских вкладов.
Кроме того, государство могло бы предоставить право воспользоваться накоплениями до выхода на пенсию, например для выплат по ипотеке. Повысить доверие могла бы и гарантия стоимости страховых взносов в накопительной системе, как минимум по номиналу, как это применяется сейчас в банковской системе страхования вкладов, перечислил Дмитриев.
«Альтернативы распределительной системе, чтобы выбросить ее на помойку, нет. Куда мы денем тех, кто получает пенсию по инвалидности, по случаю потери кормильца?» — возразил глава ПФР Антон Дроздов. По его словам, накопительная система не является панацеей, о чем говорит опыт других стран:
«Все было прекрасно до того момента, как нужно было платить, но как только срок пришел, возникли проблемы. Встали вопросы эффективности инвестирования, вопросы гарантии, кризиса»,
— заявил Дроздов. Обе системы – и распределительная, и накопительная – должны существовать комплексно, уверен глава ПФР. При этом повышение пенсионного возраста не решит проблемы дефицита ПФР. Эффект от этой меры выразился бы в высвобождении примерно 70 млрд рублей, однако с 2020 года обязательства перед пенсионерами вновь бы стали накапливаться и фактически эффект стал бы обратным, объяснил Дроздов.