Глава минтопэнерго Украины Юрий Бойко и руководитель российского Росатома Сергей Кириенко в Киеве в среду подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в достройке третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции (ХАЭС).
Украинский проект обойдется, по подсчетам Росатома, в $5—6 млрд. При этом большую часть этих средств предоставит Россия.
По словам Кириенко,
Россия обеспечивает «основное финансирование реализуемого проекта
«при частичном участии софинансирования украинской стороной».
По словам Кириенко, часть финансирования может быть обеспечена «договоренностями между двумя министерствами финансов», а часть — «кредитами коммерческих банков». Одним из кредиторов может стать Сбербанк, глава которого Герман Греф ранее выразил готовность поучаствовать в финансировании строительства АЭС. В самом банке ситуацию пока не комментируют. При этом глава «Росатома» сообщил, что кредитные средства будут выделяться не на условии договора о разделе продукции, а на условиях его возврата за счет средств, получаемых от эксплуатации новых блоков
Возможно, что часть средств дошла до Украины еще до подписания контракта. Как сообщил агентству «Интерфакс-Украина» источник в украинских органах власти,
Украина накануне получила кредит на сумму около $2 млрд из России. По его словам, скорее всего, эти средства получены как раз в рамках совместного проекта по достройке ХАЭС.
Что же касается России, то ее участие в проекте на таких условиях будет оправданным лишь в том случае, если анонсированное властями атомное СП с украинцами реально заработает.
Создать объединенный атомный холдинг премьер Владимир Путин предложил соседям еще в апреле. «Речь идет о полномасштабной кооперации наших ядерных отраслей. Мы предлагаем создать крупный холдинг, который включал бы в себя объединение генерации, атомного машиностроения и топливного цикла», — пояснил тогда Путин в разговоре с президентом Украины Виктором Януковичем. В рамках СП Россия рассчитывает получить долю в разработке Новоконстантиновского месторождения урана, чьи запасы составляют до 100 тысяч т чистого топлива. Кроме того, предлагается также совместно построить шесть агрегатов на Днестровской ГАЭС (строится 25 лет и также должна стать одной из крупнейших в Европе с мощностью 2,3 ГВт), а потом вместе продавать ее энергию.
«России будет выгодно, если Хмельницкая АЭС также войдет в атомное СП: тогда можно будет гарантированно получить прибыль с продаваемой электроэнергии», — полагает Константин Гуляев из ИФД «Капиталъ».
«Все будет зависеть от формулы цены, того, как будут возвращаться вложенные средства, и от стоимости энергии. Но вряд ли здесь рентабельность стоит на первом месте. Сейчас впереди политика»,
— сомневается Василий Конузин из ИФК «Алемар». Впрочем, Росатому участие в проекте может быть выгодно в качестве очередной галочки в международной экспансии и своеобразного «якоря» в украинской энергетике. Кроме того, будут загружены входящие в атомную госкопорацию предприятия машиностроения, на которые придется не менее 30% финансирования, отмечает Конузин.
Но риски строительства велики: такие длительные и крупные проекты, как строительство АЭС, вообще часто сталкиваются с недофинансированием и отказом операторов, как случалось, например, в Бушере, отмечает Конузин. А учитывая нашу непрочную дружбу с Украиной, гарантировать сохранение добрососедских отношений на 4—5 лет (срок строительства АЭС) весьма сложно.