Парламентские слушания, посвященные деятельности особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области, открылись пафосным заявлением главы комитета Госдумы по экономической политике Евгения Федорова. Он сказал, что калининградская ОЭЗ — это общенациональный проект, равный по масштабу олимпийскому Сочи и проекту по созданию в Москве международного финансового центра.
«Калининградская особая экономическая зона — это наш вызов мировой экономике, это достойное представительство России в Евросоюзе, некоторые чиновники начали забывать об этом», — заявил Федоров.
Но выступления остальных ораторов доказывали обратное: калининградская зона не справляется с поставленными целями, как то «развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы» (статья 3 закона об ОЭЗ).
Впрочем, выпад Федорова в адрес забывчивых правительственных чиновников нашел подтверждение. По крайней мере, на слушания в Думу не явился ни один представитель ни одного ведомства, курирующего ОЭЗ: Федеральной таможенной службы, налоговой службы, Минэкономразвития, Минпромторга, Минрегионразвития... «Это ироническая усмешка, это ужасно», — констатировал депутат Валерий Драганов.
Из доклада губернатора Калининградской области Георгия Бооса выяснилось, что ОЭЗ не приносит областному правительству ни славы, ни денег.
«Потери бюджета области с 2006 года составили 1 млрд 704 млн рублей. Это уменьшает наши возможности развития и решения социальных проблем. С другой стороны, мы понимаем, что без этих преференций невозможно перестроить структуру экономики», — признался Боос.
Новая редакция закона об ОЭЗ была принята в 2006 году. В калининградской ОЭЗ сейчас работают всего 47 компаний, в реестре числятся 62, из них 18 — со 100-процентным иностранным капиталом. За период действия закона об особых зонах объем начисленных платежей к уплате резидентами ОЭЗ во все уровни бюджетов, по состоянию на конец первого полугодия 2009 года, составил более 4,6 млрд рублей. При этом стоимостный объем отгруженных товаров, оказанных услуг и выполненных работ резидентами ОЭЗ по результатам 2009 года — менее миллиарда долларов (27,7 млрд рублей). Благодаря инвесторам, зарегистрированным в ОЭЗ, было создано более 5 тысяч рабочих мест. Но цифра мала даже для одного только полумиллионного Калининграда.
Для того чтобы зона развивалась, Боос предложил внести порядка десяти поправок в действующее законодательство. Например, создать условия для развития логистического бизнеса в области как самостоятельного направления. По словам губернатора,
калининградские дальнобойщики в прежние годы смогли занять свою нишу на европейском рынке международных автоперевозок, потеснив поляков, белорусов, даже немцев. Но теперь маршруты удобных автоперевозок через Калининград запретили, и дальнобойщики начали терять заказы.
«Нужно вернуть возможность проезда через Калининградскую область и заодно произвести единовременную амнистию по пошлинам на все закупленные для этих целей машины», — считает Боос.
На неадекватные решения федеральной власти пожаловался депутатам и руководитель администрации ОЭЗ в Калининградской области Владимир Ашихин. Он сообщил, что в ОЭЗ построено 15 заводов по сборке телевизоров, аудио-, видеотехники от мировых производителей. Заводы вполне успешно функционировали, пока Федеральная таможенная служба неожиданно не приняла решение об изменении кода товарной номенклатуры одного из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, а именно селекторов каналов (тюнеров). Заводы встали, так как не были готовы выполнить требование по «достаточности переработки этих товаров».
После вмешательства первого вице-премьера Игоря Шувалова и консультаций с секретариатом ВТО
ФТС России признала ошибочным большую часть своих решений. Но западные инвесторы были так напуганы, что теперь с заводами электронной отрасли в ОЭЗ не заключено ни одного долгосрочного контракта, предприятия загружены лишь на 10—20%, порядка 10 тысяч работников уволены или отправлены в неоплачиваемые отпуска.
Скандал назревает и на автосборочном предприятие ЗАО «Автотор». Минпромторг отказался включить автомобили, произведенные «Автотором», в госпрограмму льготного обмена «автохлама» на новые авто.
«Калининградская ОЭЗ — это не масштабный общенациональный проект, а ловушка для инвесторов. Законы беспрестанно меняются. Зона должна быть свободной не столько от налогов, сколько от административного давления!» — заявил с трибуны глава Ассоциации иностранных инвесторов области Стефано Влахович.
Даже туризм, и тот пришел в Калининградской области в упадок, хотя область находится в кольце европейских государств. Если от Калининграда до Москвы 800 км, то до границ Литвы и Польши — порядка ста, Германия тоже рядом. «Количество приезжающих в область иностранцев сокращается, время пребывания их в области тоже. У нас до сих пор действует норма, которая обязывает иностранных граждан регистрироваться при проживании в гостиницах, такого… нигде нет», — пояснила «Газете.Ru» председатель Ассоциации предприятий туристической индустрии Калининградской области Тамара Торопова.
А 1 июля, когда заработает Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, калининградская ОЭЗ окажется вне закона.
«Наступит правовой тупик, так как техрегламент Таможенного союза и ОЭЗ противоречат друг другу, власти об этом знают, но процесс согласования долог», — рассказал вице-президент областной торгово-промышленной палаты Дмитрий Чемакин.
По мнению экспертов, одна из причин провала в России идеи с созданием зон с особым экономическим режимом — несообразные для ОЭЗ таможенные правила, по которым оформляется продукция, произведенная в России. Фактически она признается иностранной, и в отношении нее действуют абсурдные налоги.
«Вообще в России зоны были созданы не вполне по экономическим соображениями, а, скорее, по политическим. Не удивительно, что результат получился не такой, каким его ждали: прямой эффект был получен лишь от «Автотора». Но вряд ли ОЭЗ в Калининградской области создавалась только ради одного предприятия»,
— иронизирует директор отдела налогообложения аудиторско-консультационной фирмы «Грант Торнтон» Дмитрий Рувинский.
А по мнению руководителя аналитического отдела ГК «Альпари» Егора Сусина, условия функционирования ОЭЗ должны быть прозрачны и закреплены на длительный период времени. «Никакие изменения законодательства эти условия менять не должны ни при каких обстоятельствах, это должно быть первым и основным пунктом при создании ОЭЗ», — говорит Сусин. Менять условия функционирования инвесторов можно в сторону улучшения и при согласовании с самими инвесторами. Пока этот пункт не будет жестко выполняться, заметного экономического эффекта от ОЭЗ не будет.
«Да, ОЭЗ еще не доказали свою эффективность, однако отказываться от данного вида предпринимательской активности было бы тоже неправильным», — говорит начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. Сейчас было бы целесообразно совершенствовать действующие механизмы работы ОЭЗ и обкатывать механизм открытого, конкурентного вступления в ряды резидентов зон, налаживать систему функционирования, позволяющую минимизировать коррупцию, убежден эксперт.
Что касается региональных властей, то они нередко пытаются «выбить» трансферты из федерального центра, жалуясь на то, сколько они недосчитались налогов из-за льгот в ОЭЗ, утверждают эксперты. «Но почему-то не принимается во внимание, что если бы не было этих льгот, не было бы и большинства фирм, которые были созданы благодаря закону о ОЭЗ», - говорит ведущий эксперт БСС «Система Главбух» Роман Борисов.