Почти половину своих ежемесячных доходов россияне тратят на покупку продуктов питания, приводит «Интерфакс» данные всероссийского опроса Левада-центра, проведенного с 16 по 19 апреля. Для сравнения: в кризисный 2009 год на это уходило меньше — 36% зарплаты. Сейчас, исходя из данных исследования,
на покупку еды 23% россиян расходуют две трети заработанных средств, 20% — чуть меньше половины, а 10% — все деньги.
То, что большая часть зарплаты уходит на продукты питания, свидетельствует о низких доходах наименее обеспеченных слоев населения. Эксперты отмечают, что две трети семейного бюджета на еду тратят домохозяйки, пенсионеры и россияне со средним образованием. Менее половины доходов уходит на питание в семьях специалистов, руководителей и управленческих работников. Как правило, это люди в возрасте от 25 до 40 лет, имеющие высшее образование. «Чем меньше люди зарабатывают, тем большую долю в их расходах составляют траты на продукты питания. И, наоборот, у богатых остаются деньги на то, чтобы приобретать другие вещи, откладывать», — говорит главный специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков.
Фактически
доля расходов в бюджете семьи на питание — показатель бедности, поясняют эксперты. «Этот показатель в отличие от официальной статистики нельзя обмануть: он самый универсальный и окончательный индикатор уровня бедности. Тут сразу и инфляция, и цены на продукты, и уровень зарплаты»,
— объясняет Бизюков. И поэтому не удивительно, что в связи с кризисом эта доля увеличилась. «Если граждан, тратящих на еду половину заработка, в стране более 50%, можно говорить о том, что страна бедная. Мы очень близки к этой грани», — говорит замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. Исходя из данных Росстата за 2009 год, численность бедных россиян составляет 13,1%. Сейчас за чертой бедности, определяемой как прожиточный минимум (5153 рублей в среднем за год), живут 18,5 млн человек.
Между тем
в развитых странах семьи тратят на питание около 20—25% ежемесячного дохода. В некоторых странах показатели еще лучше: в Англии, например, на еду тратится 11% доходов населения, во Франции — 14%.
Причем остальное уходит не столько на предметы длительного пользования, сколько на сбережения, страхование, здравоохранение и образование. «Россияне же не привыкли экономить: сбережения у нас имеют лишь четверть семей. Даже в «тучные годы» россияне в первую очередь приобретали бытовую технику и тому подобное, а не увеличивали сбережения», — говорит Гонтмахер. И, к сожалению, предпосылок для изменения ситуации с бедностью россиян нет, констатирует Бизюков: бизнес и политики нацелены на снижение затрат в производстве, а это, в свою очередь, может привести к дальнейшему падению размера зарплат.