По итогам кризисного 2009 года показатель зарплатоемкости ВВП в России составил 40%, тогда как у Европейского союза — 39,3%, подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов). Такой российский рекорд имеет сразу несколько причин. Первая — это резкое падение российской экономики:
за 2009 год ВВП страны сократился на 7,9%, что является рекордом среди G20.
Вторая причина — социальная ориентированность антикризисной политики государства. Здесь работали и бюджетные меры — только из Резервного фонда было израсходовано около 3 трлн рублей, и административные — государство всячески давило на бизнес и призывало любыми способами сохранять занятость.
«Не удивительно, что среднемесячная номинальная зарплата, например, в марте 2010 года составила 20 158 рублей, что на 10,1% больше по сравнению с соответствующим показателем марта 2009 года», — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Правда, при этом не надо забывать о существенном разрыве в оплате труда рядовых работников и руководителей, добавляет эксперт. К примеру, зарплатные доходы министров российского правительства в 12—14 раз превышают средний показатель для занятого в экономике населения, в то время как в развитых западных странах зарплаты министров больше, чем в среднем по стране, всего в 4—5 раз, говорит он. То же и в бизнесе.
«Зачастую на российских предприятиях зарплата, например, 10 высших менеджеров сопоставима с зарплатой на всем предприятии», — говорит заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия», депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
Зарплатоемкость российского ВВП растет уже давно. Если в 2000 году показатель составлял 23,6%, то уже в 2008 году — 35,2%. В докризисные годы рост реальных зарплат примерно в два раза опережал рост производительности труда, напоминает Николаев, то есть мы не лучшим образом использовали ресурсы для развития.
«Нынешние рекорды показали, что «самоедство» достигло критического уровня.
Россия не может себе позволить и дальше столь стремительно проедать ресурсы, необходимые для устойчивого и динамичного выхода из экономического кризиса», — говорит эксперт.
Но предпосылок для изменения ситуации нет, уверены эксперты. Номинальный ВВП дальше будет расти в связи с ростом цен на нефть, а громадная разница в доходах управленцев и рабочих останется. «Для уменьшения различия в зарплатах нужно менять всю политику, необходимы целенаправленные усилия на выравнивание ситуации, — говорит Дмитриева. — Прежде всего нужно увеличивать долю тех отраслей, где велика доля инновационного продукта, инжиниринга и отраслей с высокой добавленной стоимостью». Но пока этого не видно.