По первым фразам отчета стало понятно, что премьер говорит не своим голосом. Похоже, Владимир Путин простудился, что, впрочем, не помешало ему прийти на заседание Госдумы почти вовремя. И настрой его был решительный. Он сразу же заявил, что рецессия, то есть, трехмесячный спад ВВП, в России закончилась. «Все это позволяет нам сказать: рецессия в нашей экономике закончилась. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия действительно приказала долго жить», — заявил премьер.
И дело не в том, что «нам банально повезло», что глобальный экономический кризис заканчивается, а в том, что Россия оказалась готовой к кризису и действовала как подобает сильному государству, полагает премьер.
Большинство антикризисных мер, принятых правительством в 2009 году, сработали, сообщил премьер. Причем к концу его выступления как-то стало понятно, что не просто большая часть, а вся антикризисная программа оказалась успешной. На борьбу с кризисом у властей ушло 3 трлн рублей, или $100 млрд.
В 2009 году министры, по словам премьера, решали не только неотложные проблемы, «но и не теряли времени для системных преобразований». Так что
теперь можно, не снижая темпов, перейти от антикризисного управления «к устойчивому инновационному развитию». По его словам, в этом и будет заключаться основное содержание работы правительства России на предстоящие два года.
Путин особо подчеркнул, что расходы бюджета в 2009 году по сравнению с докризисным 2008 годом не только сократились, а, наоборот, выросли на 27,3%, при том что доходы бюджета упали на 29,9%. Половина доходов бюджета пошла на улучшение качества жизни россиян — на образование, медицину, на жилищное строительство.
Еще одно завоевание антикризисной программы: в России не стало пенсионеров, которые живут за официальной чертой бедности. «Мы четыре раза индексировали пенсии. Это не значит, что пенсионеры живут богато, но…» — уточнил Путин. Он пообещал продолжить поддержку пенсионеров в этом году. Для этого
предлагается создать в рамках системы социального страхования фонд «Здоровье» — для неработающих пенсионеров. «На лицевые счета пожилых граждан государство будет зачислять по одной тысяче рублей в год, — пояснил премьер. — Эти деньги могут быть использованы в качестве соплатежа за медицинскую страховку».
Если в течение года пенсионер не обращался к врачу, то средства будут зачисляться на его пенсионный счет.
Несмотря на то что антикризисными деньгами правительство, как считает его глава, распорядилось рационально, премьер пообещал внести изменения в идеологию разработки и использования бюджета. В ближайшее время правительство утвердит программу повышения эффективности бюджетных расходов. «По сути, нам предстоит провести реформу бюджета, глубокую модернизацию государственных финансов и всего государственного управления, причем уже в течение 2011—2012 годов», — сказал премьер.
Неэффективно работающим министерствам денег давать не будут. Пример такой неэффективности — административные барьеры для бизнеса. «Еще совсем недавно в России было 500 лицензируемых видов деятельности, а 78% товаров, продаваемых в России, подлежали обязательной сертификации», — сообщил премьер. Сейчас количество лицензируемых видов деятельности сокращено до 74, а масштабы сертификации — примерно на 50%. «Но этого недостаточно. Например, в Евросоюзе лишь 15% товаров подлежат сертификации», — напомнил Путин.
Но хуже всего то, что «надзорные органы перегружены бумажками, а институт проверок девальвировался». Это доказали две страшные трагедии прошлого года — авария на Саяно-Шушенской ГЭС и пожар в пермском клубе «Хромая лошадь».
«Проверяли, проверяли, бумажки писали, все вроде правильно и хорошо, а трагедии произошли», — сказал Путин.
Не удивительно, что в такой ситуации бизнес предпочитает неформально договариваться с проверяющими, а не обеспечивать на деле качество и безопасность своих товаров и услуг.
После отчета премьера перешли к вопросам от фракций, по три от каждой. Фракция «Единая Россия» от первого отказалась, уступив очередь депутату от КПРФ Виктору Коломийцеву. Он попенял премьеру на то, что бюджет 2009 года осваивался неравномерно и в него вносилось много поправок, более 6 тысяч. Будет ли правительство исправлять такие просчеты, интересовался депутат-коммунист.
Премьер ответил, что в некоторых странах, например в Германии, бюджет вносится на рассмотрение парламента и не обсуждается — бюджет либо утверждается, либо нет. «А мы с вами советуемся и вносим изменения», — указал на неуместность таких вопросов премьер.
Другой депутат предложил ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения. Чтобы олигархи и простые россияне не платили одинаковый налог. Путин не согласился: «Суетиться по проводу изменения таких вещей — не очень хороший сигнал». По его словам, в России пока не научились как следует собирать налоги. «Вот в этом дело. Если научимся администрировать как следует, начнем собирать, можно потихонечку искать какие-то способы ухода от этой системы. Пока рановато, мне кажется», — сказал Путин.
Затем перешли к выступлениям от фракций. Первым вышел на трибуну лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он поставил неудовлетворительную оценку правительству не только за прошлый год, но и за все прошедшее десятилетие.
«Идея удвоения ВВП с треском провалилась, а из 20 самых развитых стран с точки зрения падения производства мы оказались последними. В БРИКе мы тоже последние», — объяснил Зюганов свою точку зрения.
При этом в России от кризиса больше всего пострадало реальное производство и сельское хозяйство, а российское правительство «вложило $200 млрд в банковский сектор, что абсолютно не рационально». «Число долларовых миллионеров за кризис удвоилось, а нищих прибавилось! И поэтому возникает вопрос о том, куда вбухали деньги», — негодовал лидер коммунистов.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский вспомнил про коррупцию. Но о влиянии этого порока на деятельность правительства и борьбу с кризисом размышлять не стал, зато дал конкретный рецепт борьбы со злом. Центр коррупции находится в Москве, объявил глава ЛДПР. «Победить коррупцию в масштабах всей страны тяжело, но в одном городе давайте это сделаем. Это будет образцовый город с точки зрения борьбы с коррупцией», — добавил он. Но сначала надо уволить Юрия Лужкова с поста мэра.
Жириновский помахал с трибуны папкой с «компроматом» на Лужкова и передал ее Путину, сидевшему в президиуме.
«Это Лужков обманывает дольщиков, это его министры, отвечающие за строительство, за все остальное. Реального аукциона, тендера в Москве не проходит. Все это московское правительство — мошенники: они до сих пор оформляют контракты от имени гостиницы «Россия», которой уже нет три года», — успел прокричать Жириновский в микрофон.
Спикер Госдумы Борис Грызлов, являющийся также главой высшего совета «Единой России», вернул дискуссию в нужное русло. Год «действительно выдался одним из самых сложных и трудоемких для всей системы органов госвласти, для всего российского общества», поделился он наблюдением и заверил, что думская фракция единороссов окажет правительству всю необходимую законодательную поддержку.
Но тема Москвы оказалась заразительной. Глава фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев тоже напал на столичное начальство, но за другое: «Под видом реконструкции уничтожаются памятники искусства и культуры, сносятся целые исторические кварталы. Мосгордума торопится принять новый генплан Москвы, который, по мнению видных экспертов, уничтожит около тысячи памятников».
Путин счел необходимым прокомментировать выпады в адрес столичного правительства: «Коллеги критиковали очень сильно Москву, в частности, было сказано, что это очень коррумпированное правительство, что они все растащили. А потом Владимир Вольфович сказал, что Лужков хочет отдать за границу самые жирные куски. Чего это Лужков самые жирные куски хочет отдать? — явно не поверил премьер. —
Вы можете себе такое представить, чтобы Лужков хотел отдать самые жирные куски кому-то за границей или другим?» Зал отреагировал смехом и аплодисментами.
«Я думаю, Владимир Вольфович заблуждается», — сделал вывод Путин.
Отчет правительства был принят Госдумой к сведению большинством голосов.