Неэффективное управление деньгами полностью разбалансировало бюджет Подмосковья, констатировала Счетная палата после проверки эффективности межбюджетных отношений в Московской области и ее муниципальных образованиях за прошлый год. Правительство области не может экономить и рационально использовать бюджетные средства, а также наладить межбюджетное регулирование. В результате такого неумелого управления выросли долги области: кредиторская задолженность на начало года составила 12,4 млрд рублей, в том числе просроченная составляет 5,5 млрд рублей, или 44,5% общей кредиторской задолженности. Должники области тоже не спешат возвращать ей деньги: дебиторская задолженность областного бюджета за прошлый год подскочила на 4 млрд рублей и на начало составила 20,4 млрд рублей, или 8,3% расходной части областного бюджета.
Общий госдолг Подмосковья за 2009 год увеличился на 7,66 млрд рублей — до 163,7 млрд рублей, что составило 93,2% объема собственных доходов областного бюджета.
Объем непогашенных долговых обязательств Московской области перед федеральным бюджетом за 2009 года вырос на 17,2% и составил 28,2 млрд рублей.
Финансовые проблемы Подмосковье стало особенно остро испытывать в разгар кризиса. Область всегда была в стороне от программ реформирования, федеральных программ субсидирования и т. д., рассказывает заместитель директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. «Они не проводили активно политики в этой сфере, и в итоге их подкосила долговая проблема, когда перед кризисом долгов набрали», — отмечает Дерюгин. Долговая схема области схожа с ситуацией, в которую попали Греция и Дубай, считает старший экономист компании «Неокон» Олег Григорьев. «Бизнес не очень хотел заниматься кредитованием,
Московская область сама взяла на себя функции бизнесменов: брали кредиты под проекты, которые выглядели привлекательными и способными окупиться. В условиях, которые существовали до кризиса, это выглядело разумно, а сейчас выяснилось, что долги нечем отдавать», — отмечает Григорьев.
Рейтинговые агентства уже давно предрекали области дефолт. Агентство Standard & Poor's в декабре 2008 года снизило кредитный рейтинг Московской области с уровня В– до SD, что означало выборочный дефолт: заемщик не выполняет определенное долговое обязательство при продолжении своевременных и полных выплат по другим. Подмосковное правительство тогда не произвело выкуп облигаций в объеме 5,2 млрд рублей, которые выпустило Московское областное ипотечное агентство (МОИА) —100-процентная «дочка» ОАО «Ипотечная корпорация Московской области» (ИКМО), учрежденного правительством области и 14 муниципальных образований. Впрочем, в рейтинговом агентстве этот случай назвали исключительным: «Дефолт вызван решением суда заморозить все платежи по выпуску, как часть процедуры расследования против третьей стороны – организатора выпуска». Облигации МОИА были арестованы в рамках уголовного дела, возбужденного по статье «мошенничество» против Людмилы Бездель, гендиректора «РИГрупп-Финанс», организатора выпусков.
Когда подмосковное правительство осознало масштаб проблемы, было уже слишком поздно. Тогдашний министр финансов области Алексей Кузнецов скрылся в США, а те, кто остался, занимались попросту латанием дыр.
«Расходы они сократили максимально. Сейчас речь нужно вести не об эффективности, а о сведении концов с концами», — говорит Дерюгин.
Выбираться и долговой ямы придется Московской области теперь очень долго и упорно, и федеральный центр в этой ситуации вряд ли сможет помочь. Это проблема Московской области, а не Российской Федерации, говорит Дерюгин. «Придется долгое время жить с очень затянутыми поясами — лет 5—10. Федерация может спасти от дефолта, выделив минимально необходимые средства, но вытаскивать область из долговой ямы не станет — будет лишь давить политически», — уверен Дерюгин.
Но если госдолг выйдет за 100%, то область нарушит Бюджетный кодекс, после чего должны последовать административные меры и назначено внешнее управление.
«Такого раньше нигде и никогда не было. Но по большому счету смысла в этом немного. Убрать одного управляющего, заменив его другим, — неэффективно без наличия денег в бюджете», — считает Дерюгин.
С внешним управлением идея вряд ли пройдет, соглашается заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Сегодня губернатор Подмосковья Борис Громов очень популярный человек среди населения. Народ его любит. Если его снять с позиции, население будет крайне разочаровано. Полагаю, государство попробует управлять ситуацией более мягкими способами».