В программе модернизации (на 164 листах с графиками и таблицами) даны ответы бизнеса и экспертного сообщества, как достичь тех целей, к которым стремится власть. Например, власти хотят снизить инфляцию в России почти до европейского уровня — до 3%. Для этого предлагается сделать как минимум три вещи.
Во-первых, внести изменения в закон «О Центральном банке РФ (Банке России)», которые уточняли бы понятие «защита и обеспечение устойчивости рубля». «Устойчивость» нужно заменить на другую задачу — поддержание покупательной способности рубля, это и будет задача сохранения низкой, устойчивой и предсказуемой инфляции. Ценовая стабильность должна быть обозначена как единственная и конечная цель денежно-кредитной политики ЦБ, считают авторы программы.
Сейчас у Банка России конфликт целей: для стабилизации банковского сектора он должен предоставлять банкам денежную ликвидность, в то время как для защиты курса рубля — ее изымать.
Второй важнейший пункт реформы ЦБ — укрепление его независимости от исполнительной власти. Влияние исполнительной власти на Банк России закреплено через Национальный банковский совет. Ни один из ведущих центральных банков, включая ФРС США , Европейский центральный банк , Бундесбанк, Банк Англии или Банк Японии, не имеет подобной «конструкции», уточняют авторы программы. Так что целесообразность и эффективность этого коллегиального органа с точки зрения макроэкономического регулирования сомнительна. ЦБ оказывается в подчиненном положении по отношению к макроэкономическим установкам Минфина, Минэкономики и в целом правительства.
«Сам факт проведения председателем правительства регулярных совещаний по вопросам, входящим в исключительную компетенцию Банка России, где исполнительная власть определяет направления действий Центрального банка, указывает на отсутствие независимости последнего», — указывают авторы программы.
Да и сам ЦБ не заинтересован в своей реальной независимости, так как связан обязательствами по регулированию банковского сектора, убеждены авторы программы. Решение этой коллизии возможно, если сократить список функций ЦБ, точнее, должно быть проведено разделение сфер кредитно-денежного, банковского и иного регулирования.
Рубль отпускать нельзя
Авторы программы «Структурной модернизации финансовой системы России» раскритиковали одну из ключевых целей, которые ставит ЦБ. К 2012 году Банк России предполагает завершить переход к свободному плаванию курса рубля. Однако режим свободного плавания не является устойчивым, учитывая масштаб сырьевого экспорта в платежный баланс и федеральный бюджет. Поэтому в ближайшие годы для ЦБ будет целесообразнее«сосредоточить внимание на выработке правил проведения политики управляемого валютного курса рубля».
Независимость Банка России должна сопровождаться высокой степенью его ответственности — это третий пункт реформирования. Ежегодно денежные власти без всяких «последствий» могут не выполнять целевые ориентиры денежно-кредитной политики.
Необходимо прописать в законе норму о том, что глава ЦБ освобождает занимаемую должность в случае, «если целевые ориентиры по инфляции не выполняются три года подряд».
А в качестве стимулов к добросовестной работе может рассматриваться введение так называемых контрактов Уолша, когда вознаграждение руководителей центральных банков увязано с макроэкономическими результатами.
Если же власти действительно хотят превратить Россию в «островок стабильности», то необходимо сформировать иное отношение к крупным банкам.
Они выступают центрами перераспределения денежной ликвидности, то есть фактически становятся «каналами распространения кризиса», а потому для них следует применять специальное банковское регулирование и повысить степень ответственности за свои операции. Сейчас ЦБ, наоборот, предъявляет к крупным банкам, а также нередко и к госбанкам, более мягкие требования. «Неоднократно Банк России снисходительно смотрел на нарушение норматива достаточности капитала Газпромбанка », — сообщают авторы программы.
Сомнительной кажется авторам программы и идея властей по интернационализации рубля. Статус рубля как резервной валюты несет с собой серьезные издержки. Неизбежное при интернационализации укрепление курса рубля приведет к ослаблению конкурентных преимуществ российских товаропроизводителей. Кроме того, эмитент резервной валюты должен поддерживать ее стабильный обменный курс, чтобы сохранять международное доверие к ней. Почему-то Япония и Китай не стимулируют или даже препятствуют распространению национальных валют за пределами своих экономик, а Россия мечтает об этом.
Чтобы превратить Москву в международный финансовый центр (МФЦ), такой, как, например, германский Франкфурт-на-Майне, для начала надо снизить уровень преступности в стране и сбить инфляцию до 3–5%, отмечают исследователи.
Формирование МФЦ в России — задача актуальная, соглашается директор ЦМЭИ BDO Елена Матросова . Правда, для этого необходимо улучшить инвестиционный климат, достигнуть свободной конвертируемости нацвалюты, усовершенствовать налогообложение, а еще и обеспечить полноценную защиту прав собственности, повысить конкуренцию и так далее.
Не возражают авторы программы разве что против идеи консолидации банковского сектора. В Европе средняя рыночная доля пяти крупнейших банков, как правило, выше 50%. Самое большое число банков действует в странах с высокоразвитым финансовым сектором. В США численность банков превышает 6 тысяч. В Германии их более 2 тысяч. «Россия занимает третье место в мире, хотя к финансовым гигантам ее сложно отнести», — иронизируют разработчики программы. Но предупреждают, чтобы власти не слишком увлекались сокращением количества банков. Хотелось бы, чтобы их было больше, чем в Таджикистане, Мозамбике, Туркмении, Албании, Замбии.
Время для реформирования или, по крайней мере, формулирования новых задач выбрано удачно: кризис заставляет власть живее реагировать на проблемы. «Урок кризиса состоит в том, что банковский надзор необходимо было осуществлять не в пожарном порядке, не в режиме ручного управления — необходим набор инструментов, механизмы, которые не допустят нового провала», — считает глава РСПП Александр Шохин .
А вице-президент РСПП, сопредседатель комитета по банкам и банковской деятельности Александр Мурычев добавляет, что власти заблуждаются, прогнозируя «возрождение кредитного бума». Наоборот, банковский сектор входит сейчас в период «среднесрочной стагнации», поэтому реформа назрела.