В России надо сформулировать план действий по развитию финансового рынка в 2010 году и последующие годы, считает президент Дмитрий Медведев. «Нам следует еще раз проанализировать самые уязвимые черты нашего финансового рынка и определить единый план действий по его развитию в текущем году и в среднесрочной перспективе», ― заявил он на заседании совета по развитию финансового рынка России.
В том числе надо быстрее принять соответствующие законы. «До сих пор не приняты важные, принципиальные законы, которые регулируют рынок: об инсайдерской информации, о биржах, о клиринге, о центральном депозитарии», ― пояснил президент. Их отсутствие вызывает у инвесторов ненужные опасения, препятствуют запуску долгосрочных и масштабных проектов, снижает конкурентоспособность российского финансового рынка.
Законопроект об инсайдерской информации, разговоры о котором идут с 90-х годов, пока лишь принят в первом чтении Госдумой. Однако, несмотря на потребность в нем, проект надо поправить, считает Медведев. Есть некоторые опасения у наблюдателей, в том числе не только у участников финансового рыка, а, казалось бы, структур относительно далеких от финансового рынка, в частности у СМИ », ― пояснил президент.
«Это будет удавка на горле СМИ ― из них выпьют кровь, заставят отвечать за те вещи, которые они не совершали», ― передал мнение журналистов Медведев.
И, хотя он обнаружил в этих словах «эмоции» и «преувеличения», все же попросил разработчиков закона «разобраться».
Разбираться действительно есть с чем. Законопроект о противодействии инсайду был принят в первом чтении в апреле прошлого года и тут же вызвал серьезную критику среди тех, кто попадает под его действие. А попадают практически все. Дело в том, что инсайдерами авторы закона для надежности называли фактически всех резидентов и нерезидентов страны. Сначала в законе перечислили профессиональных участников рынка, затем технических работников, а потом ввели понятие вторичных инсайдеров ― лиц, которые получили информацию от самих инсайдеров или вообще случайно.
К манипулированию рынком разработчики отнесли и распространение через СМИ ложных или вводящих в заблуждение сведений.
Так, под действие закона попадают любые лица или организации, проводящие исследования в сфере организованных рынков финансовых инструментов или товаров, и те, кто эти результаты распространяет. А также авторы и распространители рекомендаций или предложений относительно необходимости осуществления операций с финансовыми инструментами или товарами. Все они, согласно законопроекту, должны раскрывать свое имя или название юрлица, а также указывать на свою заинтересованность, касающуюся тех финансовых инструментов, товаров или эмитентов, управляющих компаний, производителей товаров, к которым такая информация относится.
Ранее за журналистов вступился и глава Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов. «Журналист за раскрытие инсайдерской информации ответственности нести не будет ― он делает большое, благородное дело», ― пообещал чиновник. Он объяснил свою позицию так: «Журналист узнал о каком-то инсайдерском факте. Он знает, что раньше срока его раскрывать нельзя, а он пошел и купил акции. Если он на этом попался, то несет ответственность, а если не раскрыл, то отвечает тот, кто ему эту информацию передал».