Центробанк России планирует ввести периодичность в вопросе рассмотрения ставки рефинансирования и других ставок денежно-кредитного рынка, заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. По его мнению, периодичность раз в месяц является оптимальной для того, чтобы деловое и аналитическое сообщества имели ясную перспективу касательно ситуации в экономике. «Я бы хотел, чтобы это было введено уже в 2010 году, и даже в первом полугодии», ― сказал Улюкаев, отметив, что ЦБ планирует комментировать свои решения более развернуто, чем сейчас: скорее всего, это будет проходить в форме пресс-релизов. «В текущем году курсовая политика будет становиться все более либеральной. Я думаю, что мы будем делать комментарии не только в тех случаях, когда мы сделали какой-то шаг, но и когда мы не сделали его», ― сказал Улюкаев. Итоги голосования Центральный банк раскрывать не планирует.
Этот шаг ― продолжение политики ЦБ по укреплению своей роли как регулятора кредитно-денежного рынка России. «В последние годы ЦБ стал играть подобающую ему роль на этом рынке, а кризис, заставивший многие банки обратится к ЦБ за помощью, только усилил эти позиции, ― говорит руководитель аналитического департамента ИК «Совлинк» Михаил Армяков. ― Теперь, похоже, пришло время переходить к более цивилизованным методам управления кредитно-денежным рынком».
Регулярное проведение заседаний, где обсуждается вопрос изменения ставки рефинансирования, давно практикуется западными центробанками. ФРС США проводит как минимум восемь регулярных заседаний в год, но в случае необходимости может назначать и дополнительные. Так, в прошлом году было проведено три дополнительных заседания, в 2008-м ― шесть. Протоколы заседаний ФРС и результаты голосования публикуются на регулярной основе спустя три недели. ЕЦБ проводит заседания дважды в месяц. На первом заседании банк оценивает экономическую ситуацию, на втором принимает решение по ставке. В тот же день ЕЦБ публикует пресс-релиз по принятому решению, а президент и вице-президент ЕЦБ проводят пресс-конференцию, объясняя смысл принятых решений.
Российский Центробанк пересматривает ставку нерегулярно, поэтому это всегда становится неожиданностью для рынка.
Так, если с марта по апрель 2009 года никаких решений по ставке не принималось, то в сентябре, например, она была снижена 2 раза. Всего за прошлый год ставка уменьшалась десять раз: с 13% до 8,75%.
Публичность и системность политики ЦБ позволит участникам рынка более четко планировать свои действия. Это может способствовать снижению волатильности на рынке.
Если в будущем ставка ЦБ будет определять уровень денежного предложения в стране и, как следствие, инфляцию и валютные курсы, то решение ЦБ является закономерным этапом на пути к смене модели денежно-кредитного регулирования.
Но в нынешних условиях переоценивать роль инициативы ЦБ не стоит. «Во главе угла стоит все равно экономика, а в ней сохраняются долгосрочные риски, связанные с ослаблением государственных финансов, «закредитованностью» корпоративного сектора и значительным потенциальным размером «плохих» долгов кредитных организаций», ― говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Пока ставка рефинансирования в России играет гораздо меньшую роль в кредитной политике коммерческих банков, чем на Западе.
Основной кредитный ресурс в России внешний, и его стоимость мало зависит от ставки Банка России,
констатирует начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. «Вряд ли ежемесячные пресс-релизы ЦБ в скором времени смогут стать более весомым фактором для рынков. Сегодня ставка является скорее индикативным показателем, фиксирующим состояние дел, нежели инструментом влияния на стоимость денег на рынках», ― говорит топ-менеджер крупного российского банка, пожелавший остаться не названным.
«Впрочем, если ЦБ удастся выдержать заданную периодичность, то это может повысить значимость ставки рефинансирования. Боюсь только, что в текущей непростой обстановке может понадобиться слишком часто возвращаться к вопросу о кредитно-денежном рынке, что не позволит ЦБ выполнить задуманное», ― говорит Армяков.