«Сейчас Москве принадлежит 51% акций компании, а недостающие 49% мы выкупим у частного совладельца «Атлант-Союза» Виктора Григорьева в ближайшее время», — заявил в среду руководитель департамента транспорта и связи столицы Василий Кичеджи.
Для авиакомпании, обремененной долгами (более 5 млрд рублей) это заявление знаковое. Значительная часть задолженности компании образовалась из-за взятых на себя обязательств развалившегося в прошлом году авиаальянса AirUnion (в составе «Красс Эйр», «Домодедовских авиалиний», «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса»). Судя по настрою правительства Москвы, перевозчик не только сможет вернуть долги, но и существенно пополнить и обновить свой парк воздушных судов.
Как поступить с проблемным «Атлант-Союзом», правительство Москвы думало довольно долго. Для правительства Москвы авиация — явно не профильная деятельность. Однако
продавать авиаперевозчика мэр Юрий Лужков не захотел. Более того, правительство Москвы решило усилить свои позиции в авиационном бизнесе.
Совместно с «Ростехнологиями» (в состав которой как раз вошли составные части развалившегося AirUnion) правительство Москвы вынашивало планы по созданию авиакомпании «Росавиа», которая могла бы на равных конкурировать с самым крупным российским перевозчиком — «Аэрофлотом». Именно акции и активы «Атлант-Союза» должны были стать вступительным взносом Москвы в «Росавиа».
Но создание «Росавиа» затянулось. Большая часть авиационных активов «Ростехнологий» физически и морально устарели. «К тому же переговоры по вхождению в «Росавиа» «Аталант-Союза» так и не увенчались успехом», — напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «В «Росавиа», по сути, не происходит ничего конструктивного: делятся сферы влияния, портфели и кабинеты», — говорит источник «Газеты. Ru» в авиационных кругах. Не случайно на днях министр транспорта Игорь Левитин выступил с инициативой передать авиационные активы «Ростехнологий» «Аэрофлоту». Если это произойдет, на амбициозном проекте «Росавиа» будет поставлен крест.
Между тем решение текущих проблем самого «Атлант-Союза» вышло на первый план и потребовало оперативного вмешательства. По словам Василия Кичеджи, сделка по выкупу 49% акций у частного акционера Григорьева будет оформлена в ближайшие две недели. Сумма сделки пока не разглашается. Но, по оценкам экспертов,
выкупаемый пакет акций может быть оценен в $18,8 млн. Кичеджи заверил, что город принял решение развивать компанию, несмотря на кризис и существующие задолженности «Атлант-Союза». «Позиция мэра города и правительства Москвы заключается в развитии авиакомпании в дальнейшем»,
— добавил он.
Кроме того, правительство Москвы приняло решение о предоставлении авиакомпании бюджетной субсидии в размере 1,8 млрд рублей. Планируется, что к концу января «Атлант-Союз» погасит все долги. «Субсидия была выделена на определенных условиях властей столицы. Компания обязалась в течение 10 лет обеспечить прирост налоговых отчислений в бюджет города, превышающий сумму выделенной субсидии. Также объем выполняемых работ и численность работающих москвичей в компании должны сохраниться на уровне докризисного 2008 года», — отметил Кичеджи. Он добавил, что между правительством Москвы и Министерством транспорта РФ ранее был подписан протокол о мерах по спасению авиакомпании. В результате Минтранс выделил 3,7 млрд рублей на погашение долгов авиакомпании, а остаток долга в размере 1,5 млрд рублей перед Банком Москвы будет реструктурирован и «погашен в ближайшее время».
На «разруливании» текущих проблем «Атлант-Союза» правительство Москвы останавливаться не намерено. Кичеджи уверяет, что уже до конца первого квартала этого года «Атлант-Союз» подпишет крупнейший контракт на покупку 45 самолетов (30 региональных Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ) стоимостью около $1,2 млрд.
Аналитики решением правительства Москвы не удивлены. Дмитрий Баранов из «Финам» напоминает, что правительство Москвы и ранее заявляло о своём намерении иметь в своем подчинении авиакомпанию. «Просто теперь правительство будет развивать «Атлант-Союз» самостоятельно, — говорит он. — Многие крупные города мира имеют собственные авиакомпании — почему бы её не иметь Москве?»