«Первое, неожиданное и грандиозное, событие (имеется в виду кризис и его глубина для России) сменилось вторым, очень позитивным событием: в третьем квартале мы начали выходить из кризиса», — заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, подводя итоги уходящего года. По его словам, тренд по выходу из кризиса, появившийся в третьем квартале, продолжится и в четвертом.
Однако, судя по макроэкономическим показателям, первое «неординарное историческое событие» явно перешивает второе. «Главный провал этого года – падение ВВП России на 8,7%», — признал Кудрин, добавив, что в правительстве не ожидали такого падения «еще в конце 2008 года, и даже до февраля этого года». Поводов для оптимизма при этом не так уж много: оживление в промышленности, помянутое Кудриным, заметно лишь на фоне провальных показателей конца прошлого года, поэтому не стоит его переоценивать. Если снять сезонный фактор, то рост промпроизводства, по словам экспертов, «очень слабенький, его практически нет»: в ноябре он составил всего 0,2% по сравнению с октябрем.
При этом все риски 2009 года сохранятся для российской экономики и в 2010, признал министр.
Ради спасения экономики правительству пришлось пойти на значительный дефицит бюджета, напомнил он. А залитые в нее деньги могут вызвать в дальнейшем очередной скачок инфляции, добавил Кудрин. При этом банки по-прежнему неохотно кредитуют бизнес, а сворачивание антикризисных программ на Западе и рост там процентных ставок может еще усугубить эту проблему. «Все это говорит о том, что в следующем году нужно быть осторожными, чрезвычайно бдительными», — подытожил министр.
Зато, несмотря ни на что, правительству удалось сохранить средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). На начало 2010 года Резервный фонд составит 1,8 трлн рублей, ФНБ – 2,8 трлн рублей.
«Это означает, что «кубышка» в сохранности, что она продолжает работать, поддерживая меры борьбы с кризисом и по поддержке благоприятной социально-экономической ситуации», — поделился радостью глава Минфина.
Правда еще в марте в Резервном фонде было 4,87 трлн рублей, то есть за десять месяцев он похудел на 3 трлн рублей. Но летом правительство не исключало, что к концу года в фонде может вообще ничего не остаться, так что действительность оказалась и правда лучше ожиданий.
Скорее всего, средства Резервного фонда будут полностью израсходованы в следующем году. Но уже в 2011–2012 годах Минфин рассчитывает вновь начать копить кубышку.
Уже весной 2010 года ведомство предоставит свои расчеты, при какой цене на нефть в 2011 и 2012 годах может начаться сбережение нефтедолларов, сообщил Кудрин.
Намерение Минфина копить нефтедоллары означает возвращение к докризисной политике изъятия средств из экономики вместо вложений в ее развитие и модернизацию. «Само желание создавать кубышку печалит: это означает, что никаких выводов мы не сделали», — констатирует директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Ведь именно нынешняя структура российской экономики и привела к тому, что ее падение стало самым глубоким среди всех развитых и ведущих развивающихся стран.
Впрочем, такая политика Минфина имеет оправдание, говорят эксперты.
«Кудрин занял позицию: он собрал деньги, но кому отдать их в управление? Посмотрите, что в госкорпорациях происходит, сколько у них денег — а какой эффект?
Вот и получается, что лучше сохранить деньги на случай кризиса, потому что нет кадров, которые могли бы освоить бюджетные деньги, инвестировать их в экономику, а обратно вернуть в виде роста налогов», — объясняет директор центра макроэкономических исследований компании BDO Елена Матросова.
Антикризисные меры наглядно продемонстрировали степень эффективности усилий правительства. «Вспомните опыт Японии и Германии, которые делали структурные чистки, сносили под ноль неэффективные производства, считали, что это балласт экономики. А мы консервируем «АвтоВАЗ» и моногорода», — констатирует Матросова.
«Мы резервными деньгами поддерживаем неэффективные предприятия, а ведь направления средств, которые могли бы дать антикризисный эффект, известны: это инфраструктура, транспортная и коммунальная сфера», — добавляет Николаев.
Впрочем скорее всего планам Кудрина по накоплению нефтедолларов все равно не суждено сбыться в ближайшие пару лет. «Расходные обязательства бюджета-2010 находятся на сопоставимом уровне с 2009 годом, а экономика практически не вырастет. Это означает, что нам опять понадобится более 3 трлн рублей. Резервного фонда уже не будет к этому времени, денег не будет хватать», — прогнозирует Николаев.
Более того, для выполнения социальных обязательств России придется занимать. Планы по выходу на внешний рынок заимствований сохраняются, даже несмотря на то что цена на нефть держится на высоком уровне, подтвердил Кудрин. «Это необходимо, чтобы постепенно переходить к рыночным способам замещения дефицита, что делают все страны», — пояснил он.