Алексей Кудрин в совершенстве освоил жанр отчета перед депутатами, поэтому предварил свое выступление эмоциональными фразами, в принципе не свойственными главному казначею страны. Он назвал нынешний кризис неожиданным и «самым глубоким за последние 100 лет». Тем не менее правительствам многих стран, считает Кудрин, удалось переломить это кризис. «И это в полной мере относится к правительству России, поскольку падение экономики в первом полугодии составило…». Далее Кудрин назвал цифру, которая не вполне свидетельствовала в пользу столь пафосной прелюдии к докладу – 10,4% ВВП.
В III квартале этого года ВВП России вырос на 1,1%, продолжил наступление на депутатов Кудрин.
«В четвертом квартале мы предполагаем рост, и даже темпы роста, немного увеличатся и составят больше 2%. Это означает, что мы вышли из рецессии, и, повторяю, наметился перелом от падения к росту», — заявил Кудрин.
На «перелом» потребовалось (данные на 1 ноября) истратить 900 млрд рублей из 1,393 трлн, выделенных на антикризисные меры. При этом, по словам главы Минфина,
на докризисный уровень экономика России выйдет только в IV квартале 2012 года. Не раньше вернется на докризисный уровень и мировая экономика, успокоил Кудрин, — через 1–3 года.
«Мировая экономика начинает выходить из кризиса, но выход будет медленным, темпы роста — невысокими», — добавил он.
Главным достижением антикризисной политики Кудрин считает сохранение уровня доходов населения на приемлемом уровне. «Главное, что нам удалось добиться: реальные доходы населения не упали значительно — только на 1,4 процента, что примерно соответствует докризисному уровню», — сказал министр. Такого результата удалось добиться за счет повышения пенсий и пособий по безработице, выдачи кредитов предприятиям и благодаря другим мерам стимулирования потребления.
Выступавший следом за Кудриным глава ЦБ Сергей Игнатьев обошелся без эффектных фраз. Он признал, что объем просроченной задолженности банков в ближайшие месяцы достигнет пика. «Рост просроченной задолженности по банковским кредитам нефинансовым организациям приостановился в сентябре, однако возобновился в октябре, хотя и весьма низкими темпами», − признал глава ЦБ.
Другая нерешенная проблема – рынок кредитования, который ни жив ни мертв.
«Объем кредитов корпоративным заемщикам практически не растет», — напомнил Игнатьев.
Не оживилось и кредитование населения, даже после неоднократного снижения ставки рефинансирования. Ставки по банковским кредитам снизились с 17,1% в январе 2009 года до 14,1% в октябре, но остаются недоступными. «Все равно ставки остаются высокими», — сказал Игнатьев.
Тем самым он признал, что проведенная правительством программа стимулирования банковского сектора не дала ожидаемого результата. Хотя средства в банковский сектор были закачаны немалые. Общий объем предоставленных Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения в четвертом квартале 2008 года составил 3 млрд рублей, в первом полугодии 2009 года — 2208,9 млрд рублей, за 9 месяцев 2009 года — 3116,1 млрд рублей.
Кроме того, для поддержания ликвидности банковской системы страны Федеральное казначейство за 9 месяцев этого года разместило на банковские депозиты средства федерального бюджета в сумме 570 млрд рублей. Такая помощь была оказана 30 кредитным организациям. Еще 175,1 млрд рублей кредитов банки получили через Агентство по страхованию вкладов.
«Я сегодня ответственно хочу сказать: все деньги, потраченные на банки, вернутся в правительство, вернутся в бюджет. Субординированные кредиты выданы с процентами и будут возвращены с процентами. Мы возврати эти деньги в казну после кризиса», — клятвенно пообещал Кудрин депутатам.
Депутаты-единороссы, естественно, оценили антикризисные меры правительства как эффективные. Поэтому неудовольствие если и высказывали, то точечно. Единоросс Владимр Груздев спросил Кудрина, не хочет ли он всерьез обсудить снижение ставки НДС? Это помогло бы развитию инноваций… Кудрин в ответ заявил, что тема снижения НДС всегда «находится в нашем поле зрения», но этот налог — один из самых успешно собираемых, и именно он обеспечивает стабильность бюджета. Иными словами, снижать НДС в кризис Кудрин не обещает.
Депутату Ирине Горьковой (ЛДПР) не понравился пассаж министра относительно приемлемого снижения реальных доходов населения. По ее данным, падение доходов за три квартала 2009 года по отношению к тому же периоду прошлого года составило 22,8%.
«Это примерно то, что творилось в начале 90-х годов», — возмущалась депутат. И задала Кудрину вопрос о том, какие меры правительство предпримет «для стимулирования трудоспособной части населения?» В ответ министр заявил, что не очень понял вопрос. Но если речь идет о снижении смертности и повышении рождаемости, а также о мерах по снижению смертности от алкоголизма, сердечно-сосудистых заболеваний и ДТП, то все это делается: финансирование таких программ увеличивается.
Системный оппонент Кудрина депутат-коммунист Николай Коломийцев и на этот раз отличился жестким вопросом — по поводу кредитования реального сектора экономики.
«Назовите, в каком банке и какие компании, кроме «Роснефти» и «Газпрома», на каких условиях могут получить инвестиционный кредит на 10 лет по ставке либор плюс 3%, как вы отдали Абрамовичу и Дерипаске? Вот назовите, пожалуйста»,
— вопрошал Коломийцев. Кудрин поспешил не согласиться. «Якобы кредиты могут получить только «Газпром» и «Роснефть» и что якобы финансирование реального сектора уменьшилось на 30% — это не подтверждается», — сказал Кудрин.
Депутат-единоросс Валерий Драганов решил Кудрина и Игнатьева впрямую не критиковать, но взял слово, чтобы высказать процедурные претензии «по ведению правительственного часа». «Между вами (главой Минфина и главой ЦБ – «Газета.Ru») самым причудливым образом распределены функции по регулированию внешней торговли, таможенно-тарифному регулированию, нетарифному регулированию, защитным мерам, — многообещающе начал Драганов. – Я хочу сказать от имени депутатов, что нам кажется, что фискальная политика давно себя изжила. И если не будет стимулирующей внешнеторговой политики, то не будет и развития экономики!»
Ни Кудрин, ни Игнатьев на этот упрек ответить не успели, так как обсуждение отчета об антикризисных мерах уже превысило лимит времени на 10 минут. Драганову отключили микрофон, и начались выступления от фракций. В итоге отчет правительства был «принят к сведению».