«Мы не можем себе позволить неоправданный оптимизм. Действовать нужно очень аккуратно и консервативно. Наша политика должна быть основана на полной уверенности в том, что мы безусловно исполним те планы, которые перед собой ставим», — заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства, посвященном обсуждению бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. При этом глава Белого дома подчеркнул, что правительство должно быть готово «к любому развитию ситуации, включая и негативное».
Лучше всех будут готовы к такому развитию ситуации пенсионеры. Из 9,9 трлн рублей бюджета на пенсионное обеспечение будут направлены 4,4 трлн рублей, или 10% ВВП. «Это абсолютно беспрецедентный показатель, ничего подобного в нашей истории раньше не было», — подчеркнул Путин. Глава правительства напомнил, что уже в этом году, в декабре, базовая часть пенсий вырастет на 30%, а к концу следующего года пенсия в среднем увеличится на 46%. Таким образом, в 2010 году средняя трудовая пенсия по старости превысит 8 тыс. рублей.
Второй значимой расходной статьей станет стимулирование инноваций и вложения в инфраструктуру. «В целом по данному направлению предусматриваются средства в объеме 1,6 трлн рублей», — сказал Путин. Из этих денег, например, 300 млрд рублей пойдет на развитие автомобильных дорог. Инфраструктурные расходы эксперты считают действительно необходимыми, поскольку они сказываются в других отраслях экономики.
А вот поддержку высокотехнологичных отраслей производства (планируется потратить 240 млрд рублей) эксперты считают не вполне оправданной. «Инновации — это скорее цели развития, а не антикризисные меры. Вряд ли они должны применяться в приоритетном порядке», — говорит директор центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елена Матросова.
Инновации – это основа для долгосрочного развития экономики, ждать быстрого эффекта здесь не стоит, полагает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина. Впрочем, она называет ставку на инновации «здоровыми амбициями правительства, и бизнес это видит». Главное – разумно распорядиться этими деньгами. «Основной приоритет – эффект в виде роста занятости, расширение инвестиционного спроса», — уточняет Матросова.
«Раздача денег по отраслям – не рыночная мера. Если еще как-то оправдано выделение средств на стабилизацию банковской системы, то поддержка «АвтоВАЗа» вовсе не оправдана. Не надо мешать кризису проводить самоочищение экономики»,
— говорит главный экономист банка ING Russia Татьяна Орлова.
В следующем году государство также сохранит расходы на антикризисные меры, в том числе – предоставление госгарантий и поддержку экспорта. «А также будет сформирован резерв в объеме 70 млрд рублей, которые можно будет оперативно направить на цели дополнительной поддержки экономики», — отметил Путин. Дальнейшее увеличение каких бы то ни было расходов возможно «лишь в самых необходимых, крайних случаях». Если появятся допдоходы, они будут направлены прежде всего на сокращение дыры в бюджете. Последовательное снижение бюджетного дефицита с 3,2 трлн по итогам 2009 года до 1,6 трлн рублей в 2012 году является ключевой задачей бюджетной политики в ближайшей перспективе, пояснил премьер.
Во многом эффективность бюджетной политики будет зависеть от темпов расходования выделенных средств, что является традиционной проблемой для России. Об этом неоднократно говорил и сам премьер: некоторые ведомства серьезно отстают, «затягивают подписание контрактов, расчеты с поставщиками». По данным Счетной палаты, в первом полугодии из 130 ведомств лишь 18 смогли вовремя расходовать бюджетные ассигнования.
В новом году тратить выделенные деньги Путин призвал уже с января: «Вы знаете, сезонные явления, праздники и прочее – всегда происходит определенный спад в организации работы. Нельзя этого допустить в следующем году, и без того проблем хватает». Правда,
эксперты опасаются, что интенсификация госзакупок не будет реализована. «Положительный итог неочевиден при таком уровне коррупции и неформальных возможностях госорганов»,
— сомневается Орлова.
Что касается денежного стимулирования экономики, которым так увлечено правительство, то оно не очень эффективно и накладно, говорит Пенухина. Необходимо налоговое стимулирование экономики. Стоит напомнить, что в этом году снижен налог на прибыль на 4%, предусмотрена 30-процентная амортизационная премия для вновь вводимых производств, снижены НДПИ и экспортная пошлина, увеличен размер налогового вычета для получивших ипотечный кредит на покупку жилья и так далее.
К сожалению, правительство не решилось сделать в этом направлении главного, то, чего от него, безусловно, ждет бизнес. Это снижение ставки по кредитам, говорит Пенухина. Кончено, не до 6%, но хотя бы до предкризисного уровня. «Нужно стимулировать рост промпроизводства и приток инвестиций через налоги, например, снижение НДС», — добавляет Орлова.