Рост ВВП России в августе составил 1,5% по отношению к июлю, заявил вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин. Это показатель, очищенный от сезонных и календарных факторов. По словам Кудрина, в июне рост составил 0,4%, в июле — 0,5%, а в августе — 1,5% к предыдущим месяцам соответственно.
«Это позволяет нам смотреть позитивно, при этом мы называем это выходом из рецессии, но это не выход из кризиса»,
— констатировал глава Минфина. По его словам, «сохраняются все проблемы в финансовом секторе, снижение прибыли, низкие инвестиции, низкие доходы населения, продолжается коррекция в некоторых отраслях».
Какие отрасли после двух месяцев роста вновь откатились назад, накануне сообщил Росстат. Ведомство констатировало падение промпроизводства в августе на 3% по сравнению с июлем и на 12, 6% по сравнению с 2008 годом. Основной вклад в спад промышленности внесли автомобилестроители, в массовом порядке останавливающие конвейеры: производство легковых автомобилей упало на 84,9% к августу 2008 года и на 68,6% к июлю этого года. В целом падение обрабатывающих производств в августе составило 16,8% в годовом выражении против 14,7% в июле. Но и добыча полезных ископаемых уменьшилась в августе на 3,8% по сравнению с прошлым годом (в июле снижение составляло 1,6%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 11,1% (в июле – на 9,0%).
Возможно, Кудрин увидел показатели по сельскому хозяйству, транспорту и торговле, поэтому смог озвучить рост ВВП в августе,
предполагает Валерий Миронов из «Центра развития». «Официальных цифр пока нет», — говорит директор центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елена Матросова.
Но эксперты сомневаются, что речь идет о торговле. «Внутренний спрос сохранялся довольно долго, люди удерживали докризисный уровень потребления до апреля этого года, рассчитывая, что кризис продлится недолго», — говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов. Но к лету этот запас потребительской уверенности иссяк. Уже в июне падение оборота розничной торговли в годовом выражении составило 8,2%.
Основную же роль в поддержке экономики играет не спрос потребителей, а финансовые вливания государства. «Наблюдавшийся рост опирается на расширение инвестиций, но не на рост потребительского спроса, — говорит руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. — Но
люди нищают, динамика товарооборота замедляется, и это может остановить начавшиеся было положительные процессы».
«Есть четыре фактора, от которых зависит рост ВВП, — это население, инвестиции, государство и внешний спрос. Население продолжает сокращать потребление, что негативно отражается на торговле. Инвестиции продолжают падать, что влияет на промпроизводство. Государство, которое могло бы поддерживать спрос, сокращает проекты и неравномерно расходует бюджетные средства.
Остается только один фактор, который может порадовать, — это внешний спрос, да и то только на нефть»,
— дает оценку происходящего Матросова.
Кудрин прогнозирует «прирост в третьем квартале по сравнению со вторым кварталом примерно 1,5%, а в четвертом квартале по сравнению с третьим — 2,4%». Но даже если это произойдет, радоваться рано, отмечают эксперты. Традиционно во втором полугодии экономика растет быстрее, чем в первом: это объясняется сезонными факторами, например, сбором урожая в конце лета — начале осени или предновогодними покупками зимой, говорит Миронов. Показатели же ВВП в сравнении с данными прошлого года не вызывают оптимизма. Накануне президент Дмитрий Медведев дал оценку, что по итогам года российская экономика сократится на 8,5%.