Украинская сторона хочет изменить условия действующего контракта и получить плату за транзит авансом, такие предложения звучат из Киева все чаще, сообщил в понедельник президент глава «Газпрома» Алексей Миллер. Дмитрий Медведев, в свою очередь, поинтересовался, предусмотрен ли такой вариант действующим российско-украинским договором. Получив отрицательный ответ, Медведев заявил: «Тогда и не платите!»
По словам президента, необходимо действовать в соответствии с договором.
«Мы специально его готовили, он в муках и трудах достался, мы по нему и работаем»,
— напомнил Медведев. Договор о закупках и транзите газа Россия и Украина заключили в этом году сроком на 11 лет. Транзит российского газа через Украину уже оплачен по первый квартал следующего года включительно. Но это не является условием договора, а, скорее, доброй волей российских властей. По оценке экспертов, за год Россия должна заплатить за транзит порядка $1,7–2 млрд (тарифная ставка сейчас составляет $1,7 за 1 тыс. кубометров на 100 км, трафик через Украину – около 1000 км, а объемы транзита в этом году предполагаются на уровне 100–120 млрд кубов).
«Авансовая система оплаты таит в себе валютные риски, связанные с колебанием курсов, а кроме того, упущенную выгоду», — объясняет аналитик ИК Financial Bridge Дмитрий Александров.
«Если авансовая оплата транзита станет нормой, то это будет означать, что Россия кредитует Украину, предоставляя средства на покупку собственного газа, — указывает эксперт ИК «Финам» Александр Еремин. – Ни Медведев, ни Путин этого не хотят».
Украина не раз просила у России целевой кредит на закупку газа, в ответ российские власти всегда заявляли, что готовы выделить кредит Украине, однако лишь в том случае, если, со своей стороны, средства на оплату российского газа выделит и Европа. Евросоюз не принял решения по кредиту. Впрочем, кредит Украине выделил МВФ, однако не на оплату российского газа, а на стабилизацию украинской экономики. При этом МВФ выдвинул ряд условий получения кредита (например, повышение эффективности работы фискальных органов Украины и повышение цены на газ для украинского населения). Если Украина не выполнит этих условий, то не получит четвертого транша кредита МВФ.
Жесткий отказ России от пересмотра договора с Украиной во многом связан с предстоящими украинскими выборами, полагают эксперты. Деньги, которые Украина могла бы получить авансом за транзит, по мнению экспертов, могут пойти вовсе не на оплату российского газа, а на предвыборные кампании украинских политиков.
«Россия итак уже делает уступку Украине и персонально Юлии Тимошенко, пообещав не взимать штрафы за недобор газа, — напоминает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Однако наши власти не готовы идти навстречу соседям во всем».
По словам Симонова, если сейчас начнется пересмотр газового договора, то после выборов новый украинский президент может потребовать полного пересмотра этого документа, а в нынешнем своем виде этот договор России выгоден по многим позициям (хотя бы из-за возможности наложения тех же штрафов за недобор газа). «Даже если президентом станет Тимошенко, она может заявить, например, что договор был подписан под давлением Виктора Ющенко», — говорит эксперт.
Правда, сейчас у Тимошенко шансы на победу на выборах значительно снизились. По словам Симонова, она сделала крупную ошибку, не оставив пост премьер-министра, и теперь за всю украинскую экономику отвечать придется именно ей. Фаворитом же на сегодняшний день является лидер украинской Партии регионов Виктор Янукович.
Юлия Тимошенко между тем позиции сдавать не собирается. В понедельник украинский премьер заявила, что Украина готова прекратить закачку российского газа в свои подземные газохранилища (ПХГ). Напомним, на прошлой неделе премьер Владимир Путин и Юлия Тимошенко договорились, что Украина сможет взять газа столько, сколько потребуется. А не столько, сколько предполагалось по договору. Изначально предполагалось, что Украина закачает 28 млрд кубометров, однако, по словам Тимошенко, чтобы нормально пройти зимний период, Украине достаточно 25,5 млрд.
Заявление Тимошенко не идет в разрез с тем, о чем договорились два премьера, но политические дивиденды записала на свой счет Тимошенко. «Украинский премьер таким образом экономит деньги и одновременно демонстрирует украинскому населению суверенитет, — поясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Ограничение закачки газа адресовано украинскому избирателю. Дело в том, что в предвыборной гонке все чаще звучат фразы «Тимошенко продалась Москве», и сейчас премьер показывает самодостаточность — как свою, так и всей Украины, которой «не нужен российский газ».