В среду цена барреля впервые за семь месяцев превысила $70. Нефть растет уже несколько месяцев, и последнее повышение, по словам аналитиков, вызвано сразу несколькими факторами. «США опубликовали данные о своих нефтяных запасах — ожидается рекордное снижение на 6 млн тонн, министр Катара заявил, что ОПЕК не будет увеличивать добычу, пока цена «бочонка» не достигнет $100, а кроме того, в Штатах продолжается эмиссия доллара», — напоминает аналитик ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин.
Рост нефтяных цен автоматически приводит к повышению экспортной пошлины на нее. По словам замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александра Саковича, с 1 июля пошлина может вырасти сразу на $60 за тонну.
Если тенденция сохранится и в течение ближайших трех дней цена останется в коридоре $67–70 за баррель, средняя цена мониторинга составит $63,1–63,6. «Это соответствует пошлине на нефть $210–212 за тонну», — подчеркнул Сакович.
Впервые с осени прошлого года пошлина на нефть была повышена в марте (до этого только снижалась) и составила $115, однако уже в апреле власти были вновь вынуждены ее уменьшить. В мае и июне пошлина на вывоз опять начала расти, однако рост составлял максимум 25% (май). В то время как сейчас экспортная пошлина взлетает сразу почти на 40%.
Такое повышение не несет серьезной угрозы нефтяникам, говорят эксперты. «С начала июня очищенная (после уплаты всех налогов) экспортная цена на нефть для российских компаний составляет $29,1 за баррель, что позволяет им легко покрывать операционные расходы, которые держатся сейчас ниже $10 на баррель, и увеличивать инвестиции в добычу, — рассказывает Лютягин. — При увеличении экспортных пошлин на $60 очищенная цена все равно составит целых $22,2 за баррель». При этом, напоминает эксперт, пошлина рассчитывается из средней цены за минувший месяц, а нефтяники могут начать июль на максимуме ($70 за баррель, а то и выше).
Рост нефти и сопутствующее ему повышение экспортных пошлин окажут положительное влияние на состояние российского бюджета. Но его будет недостаточно, чтобы выйти из бюджетного дефицита. Сейчас бюджет рассчитывается, исходя из средней годовой цены барреля в $41. Учитывая постоянный рост нефти, Минэкономразвития прогнозирует, что средняя цена может составить $45.
«Однако масштаб упадка российской экономики настолько велик, что, если мы хотим залатать бюджетные дыры исключительно за счет нефтяных поступлений, баррель должен стоить порядка $120,
— говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. — Кроме того, не стоит забывать, что в нефтяном ценообразовании важную роль играют кратковременные и спекулятивные факторы, так что может произойти отскок вниз, и хорошо еще, если мы окажемся на уровне тех самых $41».
Лютягин ждет коррекции уже при достижении ценой на нефть уровня $75 за баррель. Впрочем, он считает, что снижение будет не слишком сильное: нефть удержится на уровне выше $60.