Система контроля качества алкогольной продукции ЕГАИС, уже установленная на всех заводах, выпускающих спирт и водку, может быть отменена, заявил президент Медведев. «Мы создали систему, которая почти не работает. Она почти ничего не дает, и это повод призадуматься», — цитирует РИА «Новости» президента, встречавшегося накануне с российскими предпринимателями. По словам главы государства, у него еще до введения системы была полная уверенность, что нововведение ничего не даст. Президент с удовлетворением констатировал, что его прогноз подтвердился, предположив, впрочем, что система большого вреда не нанесла.
Однако на рынке считают несколько иначе. Когда в начале 2006 года ЕГАИС начали внедрять, производители алкоголя вынуждены были остановить конвейеры, не хватало новых акцизных марок. Фуры с алкоголем приходили на точки быстрее, чем эти электронные накладные, вспоминают участники рынка. Затем ЕГАИС и вовсе обернулась исчезновением спиртного с полок магазинов — система дала сбой, новые электронные накладные не проходили. В итоге объемы выпуска продукции в 2006 году существенно сократились. Однако своей основной цели — победы над фальсификатом — ЕГАИС так и не добилась.
«Пока легальные предприятия стояли, нелегальные мощности только увеличивались»,
— констатирует представитель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. «По итогам 2007 года нелегальной водки в России по сравнению с 2005 годом стало на 8 млн дал (1 дал равен 10 литрам) больше», — поддерживает его председатель оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков. ЕГАИС также повлекла за собой лишнюю волокиту и повышение цен, накрутки на стоимость алкоголя, отмечает член президиума «ОПОРА России» Павел Меркулов.
Тем не менее отмену ЕГАИС, предложенную президентом, на рынке не слишком поддерживают.
«Нужно учитывать, что участники рынка потратили крупные суммы на приобретение аппаратных комплексов. Закупались специальные принтеры, программные средства и шла оплата за техобслуживание»,
— говорит Добров. Потери участников отрасли на введение системы исчисляются сотнями миллионов недополученной прибыли. «Средства государства — два транша по 200 с лишним миллионов рублей. «Русский алкоголь» на ЕГАИС потратил за три года около 20 млн рублей. Для нас это серьезные деньги», — сетует пиар-директор компании «Русский алкоголь» Александр Коровка. Поэтому полный отказ от системы сейчас не совсем логичен, тем более что ЕГАИС в начале этого года хоть как-то, но начала работать. «Если ее сейчас отменить, количество фальсификата вырастет в разы», — предупреждает Меркулов. Очевидно, что в один день ЕГАИС не отменят, это приведет к полой потере представления о том, сколько и где производится алкоголя.
Впрочем, эксперты не исключают, что
на смену ЕГАИС может прийти другая система контроля качества алкогольной продукции.
По мнению Меркулова, в правительстве, может быть, есть идеи о новой системе контроля, информация о которой пока закрыта. Сейчас это больше политическая тема, чем экономическая, в алкогольный бизнес втянуто очень много интересов, констатирует эксперт.