По итогам майского исследования, проведенного специалистами сайта HeadHunter, 58% компаний задерживают зарплаты своим сотрудникам, причем 35% — больше чем на месяц. В опросе участвовали 6430 человек со всей России: работники компаний разных отраслей, как крупных, так и мелких.
Вероятность остаться без зарплаты зависит от размера компании. Так, почти в 69% компаний с численностью менее 50 человек наблюдаются трудности с выплатами. При этом жалоб на компании с количеством сотрудников больше 1000 всего 34%. «Чаще выплаты задерживают маленькие компании, а наиболее чистоплотны крупные финансовые и страховые компании и банки, за которыми пристально следят трудовая и налоговая инспекции», — поясняет президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец.
Крупные компании вынуждены вести себя пристойнее — это связано и со страхом потери имиджа, и с контролем со стороны властей, соглашается главный специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков.
«Санкции к крупным компаниям могут быть ощутимее. В крупных компаниях меньше неформальных регуляторов, чаще заключают трудовые договоры по правилам, там легко фиксировать нарушения»,
— добавляет Бизюков. А вот мелкие компании, по словам специалиста, позволяют себе все. Нарушения там доказать гораздо сложнее, так как зачастую в них платят «серые» зарплаты, а задержки таких выплат суды рассматривают крайне неохотно. «Даже если «серая» зарплата будет доказана, не факт, что ее выплатят», — объясняет Бизюков.
Чаще всего, как сообщают исследователи HH, задерживают зарплаты в строительстве (81%), в ресторанном и гостиничном бизнесе (80%).
Меньше всего от этого страдают сотрудники банков. «Строительство и недвижимость — это главные отрасли, по которым ударил кризис, — объясняет начальник лаборатории анализа данных «Общественное мнение» Ефим Галицкий, — поэтому там задержки зарплат особенно часты». Кроме того, эксперты объясняют нарушения прав работников в строительной сфере тем, что эта область традиционно одна из самых закрытых в стране. «С учетом характера рабочей силы, которую используют на стройках, вообще непонятно зачастую, что там происходит», — говорит Бизюков. Большинство строительных компаний, как и множество мелких компаний ресторанного и гостиничного бизнеса, заключают именно «серые» контракты и вовремя выплачивают только официальную часть зарплаты, говорят эксперты.
Меньше всего страдают от задержек зарплат в Северо-Западном федеральном округе, в Московской области, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Специалисты считают, что это связано с большей юридической грамотностью жителей Москвы и Петербурга.
Однако социологи утверждают, что данные HH сильно завышены. «На HH, естественно, ходят те, у кого проблемы с работой. Поэтому такие гигантские цифры, конечно, нереальны», — говорит Галицкий. По опросу фонда «Общественное мнение» на 16–17 мая, в среднем по России задержки были у 19% респондентов: 24% у частного бизнеса и всего 15% у бюджетников. Самые большие задержки наблюдались в сельском хозяйстве (38%) и строительстве (35%). Для сравнения, в образовании и среди военных зарплату задерживали лишь каждому десятому.
При этом отмечается уменьшение количества задержек. Так, опрос «Кризис: динамика ситуации», проведенный компанией «Башкирова и партнеры», показал, что по сравнению с февралем количество людей, признающих, что им задерживают зарплату, уменьшилось на 2,4%. Это соответствует и официальным данным Росстата. Служба статистики сообщила, что на 1 мая, по сведениям организаций, не относящихся к субъектам малого бизнеса, суммарная задолженность по заработной плате впервые за этот год снизилась. Она составила 7926 млн рублей, что на 829 млн рублей (на 9,5%) меньше, чем было в апреле. Основная причина задолженностей — отсутствие у организаций собственных средств (95,1% общей суммы просрочек). Больше всех, по данным Росстата, пострадал обрабатывающий сектор — 47% долга образовано в этой сфере. Далее идут транспорт — 16% невыплат и строительная сфера — 15%.
По данным Росстата, крупные и средние предприятия должны будут отдать еще 7 млрд 926 млн рублей более чем полумиллиону человек, которые пока остаются без заработанных денег.