Четвёрка крупнейших развивающихся экономик мира, известные как БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), пока относительно легко переносит воздействие мирового кризиса. Пока по-настоящему, вплоть до падения ВВП, он ударил лишь по России. К таким выводам можно прийти на основе обзора аналитиков сети консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers (PwC) «Экономический кризис. Ответные меры правительств на примере стран «большой восьмерки» и БРИК».
Россия столкнулась с проблемой резкого падения основных показателей: в I квартале 2009 года промпроизводство обвалилось на 14,3% по сравнению с тем же периодом 2008 года, ВВП сократился на 7%. Численность безработных, по данным Росстата, увеличилась по сравнению с I кварталом 2008 года на 33,9% (до 7,1 млн человек, или 9,5% экономически активного населения). По пессимистичному сценарию Минэкономразвития, в 2009 году ВВП России упадёт на 7,4%. Не удивительно, что
расходы российского правительства на реализацию антикризисных мер достигнут целых 12% от ВВП, как подсчитали в PwC. Это соответствует примерно $150 млрд.
И основные меры предполагается направить на социальные расходы и одновременно на модернизацию экономики. Бразильская экономика, как и российская, тоже имеет сырьевую направленность, но на её фоне выглядит гораздо лучше.
«Бразилия была не так сильно интегрирована в мировую финансовую систему, чтобы сразу почувствовать влияние глобального кризиса», — отмечают в PwC. Поэтому центробанк страны всё ещё надеется на рост ВВП в 2009 году на 1,2%.
Но в январе «из-за сокращения объёмов экспорта впервые за восемь лет в стране отмечен отрицательный торговый баланс: импорт превысил экспорт сразу на $518 млн». Поэтому в декабре 2008 года были приняты меры по поддержке банковского сектора и автомобильной отрасли Бразилии, а в апреле 2009-го — по стимулированию производства и потребительского спроса на внутреннем рынке. Всего же с сентября 2008 года правительство Бразилии потратило на борьбу с кризисом около $216 млрд.
Ещё лучше перспективы индийской экономики. Согласно прогнозам МВФ, рост ВВП Индии в 2009 году составит 5,1%.
Тем не менее «в последнее время поступают данные о замедлении экономической активности, отмечается падение прибылей компаний и резкое уменьшение покупательской активности», пишут аналитики PwC. Поэтому был принят план налогового стимулирования, оцениваемый в $4,1 млрд. Кроме того, правительство активно стимулировало внутреннее потребление путем снижения налогов и акцизных сборов, увеличило ассигнования на социальные нужды, облегчило налоговое бремя для наиболее пострадавших предприятий.
Китай, от которого поначалу ожидали, что он станет центром роста на фоне общей депрессии, также начинает пробуксовывать. «Последствия финансового кризиса особенно негативно сказались на китайской внешней торговле и промышленном производстве», — замечают аналитики PwC. Всемирный банк прогнозирует, что
в 2009 году прирост ВВП Китая сократится до 6,5% по сравнению с 9% в 2008 году. Несмотря на кажущееся благополучие, социальная ситуация в стране такова, что таких темпов роста будет недостаточно, чтобы экономико-социальное положение населения было стабильным.
Поэтому в ноябре 2008 года правительство объявило, что в течение двух лет готово выделить на преодоление последствий глобального экономического кризиса один из крупнейших пакетов мер — около $586 млрд. «Особую поддержку планируется оказать инфраструктурным проектам, сельскому хозяйству, автомобилестроительной и сталелитейной промышленности, образованию, строительству доступного жилья», — отмечают аналитики PwC.
«Все экономики стран БРИК имеют потенциал колоссального роста даже с учетом кризиса, так как этот рост основан на выравнивании уровня экономического развития стран, насыщении рынков и увеличении производительности», — считает начальник стратегической службы Абсолют Банка Равиль Нигматов. Кроме того, по сравнению с наиболее экономически развитыми странами государствам БРИК легче изыскивать средства для антикризисных мер, признают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru». «Упомянутые страны вошли в стадию кризиса, обладая большими ресурсами и будучи обремененными меньшими долгами, — замечает аналитик ИК «Атон» Елена Шишкина. — Так,
на протяжении по крайней мере нескольких лет доходы госбюджета стран БРИК стабильно превосходили расходы, а долги не превышали разумных пределов».
Относительно более тяжелое положение России тоже имеет объяснение. «Россия, так сказать, оказалась меж двух огней, — считает главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин. — С одной стороны, в рамках тенденции, доминировавшей в Восточной Европе, российские банки и нефинансовые организации активно кредитовались за рубежом; с другой стороны, сравнительно высокая зависимость отечественной экономики от динамики цен на энергоресурсы оказала дополнительное негативное воздействие на её основные параметры». А Китай и Индия еще и выиграли от падения цен на сырье, добавляет он.
Не удивительно, что эти страны, скорее всего, первыми начнут оправляться от кризиса. «По итогам I квартала в экономиках Китая и Индии наметились некоторые улучшения, — отмечает Шишкина. — Это может служить поводом для предположения о том, что экономики достигли дна и в предстоящие месяцы возможно продолжение оздоровления». А Россия останется в отстающих».
«В сложившихся условиях среди четвёрки стран Россия находится в менее выгодном положении в силу низкой диверсификации экономики»,
— поясняет Шишкина. И хотя «первая помощь» российской банковской системе правительством была оказана эффективно, реальному сектору действенной помощи до сих пор оказано не было, отмечает Нигматов. «Государственные меры должны стимулировать конечный спрос на отечественные товары, так как стимулируя производство, оно всего лишь увеличивает запасы товаров на складах», — предупреждает он. При этом далеко не всё будет зависеть от правительственных мер. «Основная проблема сейчас — восстановление платежеспособного спроса в производственном и потребительском секторах отечественной экономики, — оценивает Осин. — Но здесь ключевыми представляются внешние сигналы. Прежде всего, они связаны с прогнозной среднесрочной динамикой ВВП сегодняшних мировых экономических лидеров — США и Китая».
Впрочем, в перспективе Россия может оказаться в выигрышном положении. «Наличие у России накопленной в ходе экономического бума финансовой «подушки безопасности» и сохранение, как представляется, долгосрочных позитивных перспектив мирового сырьевого сегмента являются, по-видимому, значимыми козырями российской макроэкономики», — указывает Осин. В то же время растущая в мировой экономике проблема дефицита ресурсов с учётом темпов роста населения в Индии и Китае создаёт для этих стран дополнительные проблемы, заключает экономист.