Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Будущее в обход настоящего

Никто не может предсказать, как будет развиваться кризис, признали Эльвира Набиуллина и Аркадий Дворкович

Метания российских чиновников от пессимизма к оптимизму нашли свое объяснение. Никто не может предсказать, как будет развиваться кризис, признали глава МЭР Эльвира Набиуллина и помощник президента Аркадий Дворкович. А потому президент Дмитрий Медведев на экономическом форуме в Санкт-Петербурге будет говорить исключительно о послекризисном будущем.

На одном из главных экономических событий года — форуме в Санкт-Петербурге — президент Дмитрий Медведев выступит с докладом «Россия в посткризисном мире». Это будет «собственная оценка» главы государства ситуации в глобальной экономике, пояснила журналистам глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на пресс-конференции организационного комитета форума.

Такое желание говорить о будущем в самый разгар кризиса несколько удивляет, гораздо больше граждан и бизнес тревожит то, что происходит сейчас: растущие темпы безработицы и падение экономики. Но, похоже, у президента просто нет выбора.

Как кризисные явления будут развиваться дальше, однозначно не может предсказать никто, честно признались Набиуллина и помощник главы государства Аркадий Дворкович. О том, что консолидированный прогноз отсутствует, ясно свидетельствуют и полярные мнения отечественных чиновников о перспективах российской экономики. Главный пессимист, министр финансов Алексей Кудрин настойчиво предсказывает этой осенью вторую волну финансового кризиса в связи с ростом невозврата кредитов. На другой стороне баррикад вице-премьер Игорь Шувалов, ожидающий восстановления экономики едва ли не к концу этого года.

Даже традиционно оптимистичный МЭР в последнее время стал противоречить сам себе в оценках экономической ситуации.

Еще на прошлой неделе стал известен мрачный прогноз ведомства, обещающий падение ВВП на 6–7,4%. Но уже в эту среду министр Набиуллина неожиданно обнаружила в экономике проблески надежды. «Мы отслеживаем динамику в еженедельном режиме потребления электроэнергии и железнодорожных перевозок. Есть обнадеживающие сигналы, что все-таки экономика приобретает некоторый другой тренд», — порадовалась Набиуллина.

Предыдущий негатив был связан с итогами первого квартала, когда шел пересмотр всех бюджетных параметров, объясняет метания чиновников главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Сейчас бюджет становится более активным с точки зрения расходов: ясны источники пополнения дефицита, и правительство выступает на более позитивной ноте.

Но экономике неясные прогнозы чиновников только вредят. «В такой ситуации вредно давать противоречивые прогнозы. Еще более опасно признавать невозможность аналитической оценки ключевых кризисных тенденций, — считает директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. —

Эти метания дезориентируют и бизнес, для которого проблема неясности экономической обстановки — вторая по важности после падения спроса».

Давит такая неопределенность и на потребительский спрос граждан, которые предпочитают меньше тратить и хранить сбережения в валюте, добавил Николаев. Впрочем, степень доверия населения к власти в экономических вопросах у нас и так традиционно низкая, говорит Орлова. «С другой стороны, чем лучше правительство формулирует антикризисную политику и отслеживает риски, тем более адекватным будет ответ кризису. А надевать розовые очки и рассчитывать на авось в таких вопросах явно не стоит», — уверена эксперт.

Тем более что перспективы как минимум на этот год у нас не слишком благоприятные. «Мощнейший фактор — снижение потребительского спроса — вступает в силу только сейчас. Показатели розничной торговли упали на 2,4% в феврале и уже на 4% в марте. Реальная зарплата в марте ушла в минус на 5,7% — все это означает, что спрос, а значит, и экономика будут продолжать падать», — говорит Николаев. «В ближайшие полгода рисков как минимум два. Первый — резкое падение потребления в частном секторе, в том числе из-за отсутствия потребкредитования. Второй — риск роста проблемных кредитов выше ожидаемого банками уровня в 10%», — добавляет Орлова.

Новости и материалы
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
В Приамурье ввели режим ЧС из-за происшествия на руднике «Пионер», в шахте остаются 13 человек
Российские войска улучшили положение на Южно-Донецком направлении
Партия Шольца выросла в рейтинге политических сил Германии
В России брендируют свои марки для китайской электроники
Трамп пообещал разрешить украинский конфликт в случае победы на выборах
Сирия отразила воздушную атаку на Дамаск
Россиян предупредили об опасности чистки ушей ватными палочками
Сенатор США рассказал о надеждах на наступление Украины в 2025 году
Трамп раскрыл, кто на самом деле управляет США
Онлайн-кинотеатры за год увеличили выпуск оригинальных проектов вдвое
Названы главные признаки, говорящие о том, что вы не умеете бережно относиться к деньгам
Сенатор Грэм призвал украинцев всех возрастов идти воевать
Все новости