Свободное падение российской экономики продолжается, к таким выводам пришло Министерство экономического развития, опубликовавшее в понедельник «Мониторинг текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2009 года». По оценке Минэкономразвития, ВВП в I квартале 2009 года снизился на 9,5% к соответствующему периоду предыдущего года.
«После некоторого замедления спада в феврале в марте он вновь возобновился», — отмечает Минэкономразвития. Обусловлено это «продолжением негативного влияния мирового финансового кризиса».
По итогам первого квартала спад продолжился в промышленном производстве, инвестициях, строительстве. Промпроизводство снизилось на 0,3%. После его роста в феврале в марте с исключением сезонной и календарной составляющих вновь произошло снижение на 1,1%. Снижение оборота розничной торговли к уровню соответствующего периода прошлого года составило 1,1%.
Эти цифры объясняют, почему министерство пошло на резкое ухудшение прогноза на этот год.
Согласно новому базовому сценарию Минэкономразвития, в этом году падение ВВП должно составить 6%. При пессимистичном сценарии оно достигнет 7,4%. Прежде в правительстве полагали, что падение не превысит 2,2%.
Правда, в Минэкономразвития, похоже, продолжают верить, что к концу года экономика все же начнет оживать. В 2010–2012 годах возобновится рост, в следующем году он составит от 2,8% до 3,8%, а к 2012 достигнет 4,9%. Инфляция с 13% в 2009 году упадет до 10% в 2010 году, а к 2012 году замедлится до 5–7%. Ежегодный рост промышленного производство будет около 3%, а потребительский спрос будет повышаться на 4–5%.
Эксперты считают текущее резкое охлаждение экономики вполне закономерным. «В предыдущие годы были очень высокие темпы роста. В первом квартале 2008 года строительство росло, например, темпами 30% в годовом выражении. Автомобилестроение в прошлые годы — на 20%. Значит, у кого-то должны были расти доходы теми же темпами, а в идеале и производительность. Но очевидно, что производительность крупных экономических агентов не росла со скоростью 20–30%. Произошло искусственное раздутие спроса за счет дешевых денег и кредитов как в России, так и во всем мире. Существенное торможение как раз и связано с существенным перегревом экономики в нашей стране, как и в мире», — объяснил логику развития кризиса главный экономист ГК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков на третьем заседании экономического клуба «Экспертиза кризиса» в РИА «Новости».
Однако пессимизм Минэкономразвития многие эксперты считают чрезмерным. «Я не вижу спада в 9,5% по итогам марта, и прогноз отрицательного роста ВВП на уровне минус 6% тоже кажется мне, излишне пессимистичным», — говорит главный экономист национального банка «Траст» Евгений Надоршин. «МЭР очень пессимистичен. Удивляет в этом прогнозе готовность следовать предположениям Всемирного банка. Такие выводы могут делаться в экспертном сообществе, но от точки зрения правительства зависит ожидание экономических агентов», — поражен документом ведомства эксперт Института экономики переходного периода Лев Фрейнкман. «Итоги удручающи, однако многое остается неясным. Госкомстат приведет свои расчеты не раньше чем в июне. Без этой информации мы не можем сказать, действительно ли падение составляло 9,5% или 6%, а может, все 10 и 11%, — постарался внести примиряющую ноту в дискуссию Гавриленков. —
Такой разброс мнений говорит о том, что действительно сложно понять, что реально происходит».
Тем не менее эксперты сошлись в том, что выхода из кризиса нам в краткосрочной перспективе ожидать не стоит. «Февральские заявления о том, что мы достигли дна, не соответствовали действительности. Мы увидим углубление спада во II квартале, а может, и дальше», — отметил Надоршин. «В первом полугодии будут отрицательные темпы роста», — заявил Гавриленков.
«Вряд ли будет быстрый V-образный выход из кризиса. Сейчас не было сильной девальвации, и вряд ли стоит ожидать роста цен на энергоресурсы. То есть тех факторов, которые обеспечили в конце 1990-х — начале 2000-х быстрый подъем экономики России, сейчас нет»,
— согласился заместитель директора института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. Тем более сложно будет осуществить рост российской экономики при негативном внешнем фоне. «Стоит ожидать восстановления мировой экономики лишь через 2 года», — добавил Фрейнкман.
По мнению Гавриленкова, одной из серьезнейших проблем, на которую правительство должно обратить внимание, чтобы обеспечить рост российской экономики, должна стать инфляция. «Огорчает, что в этом году МЭР прогнозирует 13%, а в 2010-м — 10%. Если действительно инфляция продержится на двузначном уровне эти полтора года, то роста быть не должно», — заявил аналитик. В предыдущие годы инфляция хоть и была высокой, но не влияла на стоимость заимствований: в условиях притока капитала и сильного платежного баланса ставка, по которой банки занимали на межбанковском рынке, в номинальном выражении была 1–3%. В этих условиях банки могли предоставлять кредиты с маржей в 10% для разных категорий заемщиков.
«Ставка рефинансирования в те годы не играла никакой роли, никто не занимал у ЦБ. Сейчас ситуация поменялась. На фоне выплаты внешних долгов, то есть чистого оттока капитала, ЦБ стал кредитором последней инстанции, который насыщает экономику деньгами. Поэтому сейчас ставка рефинансирования играет важнейшую роль. Но Центробанк не сможет снизить ставку, если инфляция будет двузначной», — отметил Гавриленков. Значит, роста кредитования и подъема экономики ждать не стоит.