Россия является лидером по уровню бюджетной поддержки экономики среди стран «большой двадцатки» (G20), подсчитали в Международном валютном фонде (МВФ). В 2009 году страна выделит на поддержку экономики 4,1% от своего ВВП.
При этом средний уровень поддержки для государств G20 составит 2%. В сумме это $820 млрд. Немного от России отстала Корея, которая потратит на стимулирование экономики в 2009 году 3,9% ВВП. 3,3% бюджета потратит Саудовская Аравия, 3,1% — Китай. В то же время Франция потратит лишь 0,7% ВВП, Индия и Бразилия — 0,6%, а Италия — 0,2%.
МВФ пришлось в большую сторону скорректировать свой предыдущий прогноз, поскольку пакеты бюджетной поддержки экономики членов G20 постоянно растут. К тому же
приведенные цифры не включают в себя финансовые меры стран «двадцатки», такие как впрыскивание ликвидности центробанками, фингарантии и т. д., которые еще более масштабны и достигают в среднем 32% от ВВП стран G20.
Процесс наращивания госпомощи угрожает сбалансированности бюджетов. У таких стран, как Индия, Великобритания, Япония и США, дефицит бюджета в 2009 году превысит 9%.
В России, несмотря на рекордные траты относительно ВВП, дефицит на этом фоне будет не таким уж и страшным. МВФ оценивает его в 6,2%, что даже меньше, чем официальный правительственный прогноз (7,4%).
Впрочем, это неудивительно, если учесть, что часть «антикризисных» расходов будет финансироваться за счет резервов, накопленных за годы высоких цен на нефть. «Для того чтобы как-то смягчить провал, который произошел в экономике, и для того, чтобы затормозить снижение уровня жизни, резкое падение в отдельных отраслях производства, Россия должна была использовать накопившийся финансовый ресурс», — напоминает руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Авилова.
Правда, такая политика чревата исчерпанием накопленного запаса: по оценкам министра финансов Алексея Кудрина, Резервный фонд может быть полностью потрачен к концу 2010 года,
а на вторую часть «заначки» — Фонд благосостояния рассчитывать не приходится, так как он предназначен для подпитки пенсионной системы. Но эксперты полагают, что скорость расходования средств резервов может замедлиться. Проанализировав итоги 2009 года, власть может рассчитать реализацию каких-то запланированных проектов за счет уже не только собственных средств, но и заемных, о чем в начале общемирового кризиса не могло бы идти и речи, считает Авилова.
В 2010 году экстренных «антикризисных» трат будет гораздо меньше, считают эксперты МВФ.
Фонд оценивает их для России в 1,3% от ВВП. А глава МВФ Доминик Стросс-Кан не исключает, что уже реализованные в 2009 году странами G20 меры могут оказаться достаточными.
Впрочем, именно здесь, а не в дефиците бюджета может и заключаться основная проблема бюджетного стимулирования экономики России. При нынешнем спаде даже такие большие бюджетные затраты лишь позволят удержаться от еще большего обвала, то есть удержать экономику от падения более чем на 6–7%, считает начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. Причина в том, на что эти расходы будут осуществляться. «Основная поддержка будет направлена на предприятия и в финансовый сектор, — замечает аналитик. — Когда предприятия неэффективны, а банки так и не научились адекватно оценивать риски, ожидать какого-то серьезного эффекта от антикризисных мер не приходится».