Резервный фонд будет практически полностью израсходован в 2010 году, заявил в среду в Совете федерации вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. А потому придется пересмотреть старую модель бюджета и разработать новую, которая «должна быть устойчивой и поддержать выход из кризиса», что подразумевает урезание расходных статей бюджета.
В номинальном выражении доходы бюджета на 2010 и 2011 годы не уменьшатся, но «придется сокращать дефицит с 7,4% до 5%», оценил масштабы проблемы Кудрин. Время увеличения расходов закончилось, отрезал министр.
Действительно, в последние годы Россия только наращивала госрасходы. «Популистская политика государства привела к расширению госучастия, непомерному раздуванию роста расходов бюджета и резкому увеличению его зависимости от цены на нефть», — говорит главный экономист «Тройки-Диалог» Евгений Гавриленков. Так, если в 2004 году непроцентные расходы бюджета (не включающие выплату процентов по кредитам) составляли 14,6% ВВП, в 2008 году эта цифра достигла уже 17,8% ВВП. «Избыточность трат бюджета демонстрируют и позорные для России двухзначные цифры инфляции. Поэтому дефицит бюджета надо не просто сокращать до 5%, а доводить до нуля, а уровень инфляции – до 2–3%», — уверен Гавриленков.
Неясно, какие расходы могут быть порезаны. «Из-за кризиса сокращаются доходы, но действует антикризисная программа и социальные обязательства государства, отказаться от которых нельзя.
С другой стороны, есть амбиции государства по долгосрочному развитию страны — и все это требует денег», — подчеркивает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина.
Все надежды эксперты связывают с тем, что острая фаза кризиса все же будет преодолена уже в этом году. «Тогда можно будет значительно сократить расходы за счет уменьшения вливаний в финансовый сектор, которому уже не потребуется такая серьезная помощь, как сейчас», — считает старший экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. В 2009 году на поддержку финансовых институтов государству еще предстоит потратить около 1,4 трлн рублей — это почти половина средств антикризисной программы, и две трети из них будут выделены из бюджета, отмечает экономист. В частности, 100 млрд рублей планируется направить в ВЭБ на финансирование инвестиционных проектов, еще 255 млрд пойдет банку на депозиты для предоставления субординированных кредитов банковской системе, малому бизнесу и ЖКХ.
Кроме вливаний в банковский сектор могут быть порезаны и государственные инвестиционные инфраструктурные программы: строительство дорог, больниц, образовательных учреждений.
«Однако здесь власти сталкиваются с дилеммой — обеспечить минимальные расходы бюджета и отказаться от планов по закладыванию основ для модернизации либо вложить больше средств «в будущее», сохранив дефицит», — говорит Пенухина.
В остальном у правительства не так уж много областей для маневра. Из-за несбалансированности бюджета 35,5% его доходной части идет на субсидирование регионов. Но большая часть этих средств – социальные расходы: зарплаты учителям и врачам, которые правительство вряд ли решится трогать, полагает Тихомиров. Правда, по его мнению, региональные расходы можно было снизить за счет урезания финансирования местной бюрократии. С коллегой согласен и Гавриленков:
«Расходы на бюрократию увеличились за последние годы вдвое, число чиновников растет с каждым годом. Такая же ситуация в правоохранительных структурах.
Между тем, бюрократия ничего не производит, а расходы на нее неэффективны».
Зато урезать траты на «оборонку», как и на социальную сферу, правительство вряд ли решится, солидарны эксперты. В этом году расходы на «социалку», наоборот, выросли — в основном за счет индексации пенсий на 30%, а также выплат пособий по безработице. Правда, последняя статья может быть меньше в ближайшие годы, если экономика начнет восстанавливаться, а число безработных – сокращаться.
Но, возможно, сильно резать расходы бюджета и не придется: прогноз Кудрина традиционно пессимистичен, надеются экономисты. Резервный фонд (на 1 апреля составлял 4 трлн 118 млрд рублей) будет действительно исчерпан в следующем году при условии сохранения цен на нефть в районе $40 за баррель, но большинство аналитиков прогнозируют более высокую стоимость углеводородного сырья. Впрочем, в случае с бюджетной политикой все же лучше быть консерватором, отмечает Тихомиров, а с первоначальным прогнозом цен на нефть на этот год мы уже прокололись почти вдвое.