Надежда, что тяжелые времена скоро закончатся и жизнь вернется в ставшее привычным русло, когда деньги в страну льются широкой рекой и доходы населения с каждым годом растут, вдруг оставила российских чиновников. Восстановление будет долгим, заявил во вторник на расширенной коллегии Министерства финансов его глава Алексей Кудрин.
Американская экономика после предыдущих кризисов восстанавливалась гораздо медленнее, чем погружалась в рецессию, привел доказательства Кудрин, а нынешний кризис — глобальный и более затяжной. «Сейчас мы будем иметь спад в экономике США в течение 16–18 месяцев, это означает, что выход из кризиса, возможно, продлится несколько лет», — подчеркнул министр.
А Россия будет ощущать последствия кризиса еще дольше. Уникально благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние несколько лет, не повторится в ближайшие 10–20, а то и 50 лет, заявил министр.
Таким образом, разговоры о том, что финансовой заначки хватит, чтобы безболезненно пережить черные дни, можно забыть. Придется экономить, занимать и вообще радикально пересматривать взгляды на жизнь.
Наконец-то заработает правило, что бюджетные расходы не должны расти темпами выше прироста ВВП, сказал Кудрин. При этом в 2009 году бюджет будет сведен с дефицитом в 8% от ВВП (с учетом расходов Фонда благосостояния). В 2010 году он уменьшится до 5% (хотя расходы в 2010 году будут сокращены по сравнению с ранее запланированными 10,3 трлн до 9 трлн рублей), а в 2011-м — до 3% ВВП.
Но это, добавил помощник президента России Аркадий Дворкович, создает «чрезмерные риски». Хронический дефицит бюджета выше 3% недопустим с точки зрения сбалансированности госфинансов. Ведь его нужно как-то покрывать. Такой источник, как внешние и внутренние заимствования, пока выглядит ненадежным. На внутреннем рынке, отметил Кудрин, только планируется начать с апреля выходить с облигациями на 10–20 млрд руб. А в целом объем чистого привлечения средств на внутреннем рынке будет увеличен в 2010 году до 655 млрд руб., в 2011 году — до 857 млрд руб. На внешнем рынке, по словам директора департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов Минфина Константина Вышковского, задача состоит лишь в подготовке выхода России на него, потому что
страна не занималась внешними заимствованиями с 1998 года. «Я не думаю, что на первом этапе можно говорить о сумме более $5 млрд», — сказал представитель Минфина.
Поэтому надо начинать экономить везде, где можно. Каждому министерству будет установлен предельный объем расходов, в рамках которых оно должно выполнять свои задачи. Придется заняться и энергосбережением. Но главное, Кудрин дал понять, что
центр будет потихоньку снимать с себя социальные обязательства, передавая их регионам. «Федеральный бюджет остается перегружен непрофильными для него расходами и в сфере образования, здравоохранения, природопользования и других отраслях», — считает министр.
Взамен на отказ от субсидий и субвенций, которые сейчас получают регионы на эти цели, Кудрин считает возможным передать регионам дополнительные налоговые доходы. Ценность этого дара, впрочем, сомнительна в условиях снижения производства.
Главным приоритетом теперь должна стать стимулирующая роль бюджета, считают в правительстве. Необходимо «не урезать всех по чуть-чуть, а определить приоритеты и сказать, что эти расходы мы должны провести в полном объеме, а эти расходы мы должны уменьшить более чем на 20%», заметил Кудрин.
По мнению Кудрина и главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, уже в новом проекте бюджета на 2009 год «удалось увязать структуру расходов бюджета с задачами развития». Ключевыми факторами, по словам Набиуллиной, здесь является социальная направленность бюджета, поддерживающая потребительский спрос, стимулирование высоких технологий и сохранение уровня расходов на инфраструктуру выше, чем в 2008 году, даже при их урезании.
А в последующие годы, по мнению Набиуллиной, необходимо перестроить всю налоговую систему и навострить ее на усиление конкурентоспособности российских предприятий.
Это означает не только «стабильное поступление налогов, но и качество среды ведения бизнеса в России».
«Это, видимо, надо будет делать, потому что вероятность, что на этапе стабилизации ситуации в мировой экономике страны при выходе из кризиса… будут серьезно усиливать стимулирующую роль в налоговой системе, в конкуренции за инвестиции, на рынках капитала», — заявила она на коллегии. Поэтому «на будущее» надо учитывать «фактор глобальной конкурентоспособности российской налоговой системы».
Эксперты приветствуют попытки сделать бюджет более революционным.
«Ключевой вопрос не в комплексе антикризисных мер, которые более или менее в порядке, а в наборе модернизационных антикризисных мер», — подчеркивает ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау.
«Вопрос о изменении налогообложения — вопрос принципиальный», — говорит старший экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. Сейчас это громоздкая система, которая, в частности, мешает развитию малого и среднего бизнеса. Но аналитик сомневается в том, что в ближайшие два года государство даст бизнесу какие-то поблажки, поскольку это может подорвать доходную базу бюджета. «Идет дискуссия о том, что можно сделать в плане изменения налоговой системы, — отмечает Тихомиров. — Но результаты ее мы сможем увидеть лишь в 2011–2012 годах, когда, возможно, произойдет стабилизация».
Пока же государству придется искать баланс, как выполнить социальные обязательства, не угнетая госинвестиции, отмечает экономист аналитического департамента экономики и финансовых рынков региона EMEA ING Group Татьяна Орлова. «Увеличение социальных выплат за счет инвестиций вполне понятно, — считает Орлова. — В реальном выражении инвестиции составляют 18% ВВП, а расходы домохозяйств — 50%». «Сохранение и увеличение социальных расходов в ущерб инвестициям — вещь для экономики, конечно, отрицательная, — соглашается Тихомиров. — Но сейчас государство не может сделать иначе. Оно пытается не допустить перехода экономического кризиса в социальный и политический, результаты которого для экономики могут быть очень печальными».
Конечно, думать о модернизации экономики и налоговой системы надо было раньше — в благополучные времена, сокрушаются эксперты. Но в период нефтяного изобилия, когда ее было легче провести, на нее не стоило рассчитывать, признал Мау.