Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил придумать новую единую валюту для расчетов между членами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое помимо Казахстана входят Россия, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. Это должна быть «единая межгосударственная наднациональная расчетно-платежная безналичная единица», а ее курс «не должен зависеть от колебания мировых валют», заявил он 11 марта в Астане на форуме «Экономическая безопасность Евразии в системе глобальных рисков».
Назарбаев считает, что такая единица позволит вести «стабильное, долгосрочное инфраструктурное инвестирование» в рамках этого сообщества, а также обеспечит «устойчивые и ритмичные безналичные транзакции между государственными субъектами, юридическими и физическими лицами внутри и между странами ЕврАзЭС».
Предложения о создании новых «эксклюзивных» валютных отношений между отдельными странами в последнее время возникают с завидным постоянством.
Примечательно, что все сигналы идут из Азии.
В частности, активность на этом направлении проявляет президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Как писала «Газета.Ru», в августе он высказывался за создание совместного банка и переход на единую валюту в расчетах между членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую помимо его страны также входят члены ЕврАзЭС (кроме Белоруссии) и Китай с Узбекистаном. Сегодня, 11 марта, ровно то же он предложил и членам Организации экономического сотрудничества (ОЭС), в которую входит ряд крупных азиатских государств. Одновременно высказываются идеи об отказе от «мировых» валют в двусторонней торговле. В частности, Россия не так давно предлагала перейти на использование национальных валют в торговле с Китаем и Турцией. А сам Назарбаев накануне, 10 марта, и вовсе предложил ввести в оборот новую «мировую валюту» взамен американского доллара, которая будет в одинаковой степени близка всем странам.
Попытки создания наднациональных валют говорят о желании стран объединить усилия в борьбе с кризисом, отмечают эксперты. «Есть заинтересованность стран в использовании резервов друг друга для того, чтобы совместно противостоять кризису, — отмечает соруководитель аналитического департамента, главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. —
Мы видим на примере Евросоюза, что в странах Европы, которые оказались вне рамок ЕС, растут дискуссии по поводу необходимости присоединения к еврозоне, потому что в одиночку бороться с кризисом все-таки сложнее».
Использование единой валюты может сработать на устранение дополнительных расходов, связанных с конвертацией, нестабильностью курсов и валютно-финансовыми различиями в разных странах. «Устранение валютных рисков посредством создания единой валюты имеет смысл для властей, которые борются с замедлением экономического роста, падающими ценами на сырье и разрушением торговой среды», — считает аналитик Citi по Средней Азии Али аль-Эйд. И необязательно дожидаться кризиса для перехода на расчеты в такой валюте. «Единая валюта, отсутствие таможенных ограничений, отсутствие разного рода тарифных барьеров — это все приводит к росту благосостояния всего народа в целом», — замечает управляющий директор ИК «Ренессанс капитал» Алексей Моисеев.
А потому предложение Назарбаева может быть принято, считают эксперты. «Россия поддержит эту идею, даже если ей придется отчасти спонсировать макроэкономическую стабильность в этих странах, то есть гарантировать эту стабильность своими резервами, — считает Моисеев. —
Единая валюта, безусловно, обеспечит стабильность и устойчивость остальных стран ЕврАзЭС, отчасти за счет устойчивости и стабильности российских государственных финансов».
Россия, обладающая солидными валютными резервами, третьими в мире, в ближайшее время вообще имеет шанс стать одним из основных спонсоров борьбы с мировым экономическим кризисом. Накануне, как писала «Газета.Ru», министры финансов стран Евросоюза, по сути, высказались за то, что наращивание антикризисного кредитования через МВФ разумно было бы обеспечивать за счет стран — обладательниц больших накопленных золотовалютных резервов. Правда, о реакции на эту идею большинства этих стран, в том числе и России, пока неизвестно. Зато предложение Назарбаева выглядит более реальным. «Предпосылки для такого рода инициативы уже были созданы в конце прошлого года, когда было заявлено о создании антикризисного фонда в размере $10 млрд, в котором участвует большинство стран ЕврАзЭС», — замечает Лисоволик.
Правда, для реального перехода на искусственную расчетную единицу между пятью различными по развитию странами необходимо провести большую работу.
«Успех и устойчивость союза требует создания некоторых условий от его членов: мобильности труда и капитала, гибкости зарплат и цен, серьезной интеграции в торговле. Также необходимо создание институциональной структуры — наподобие независимого центрального банка и налоговой политики,
— предупреждает аль-Эйд. — Насколько я знаю, ЕврАзЭС удовлетворяет некоторым из этих требований, но не всем». «Потребуется не только создание единого центрального банка, как в Европе, но и какой-то политической надстройки, — добавляет Моисеев. — Насколько это будет устраивать всех членов ЕврАзЭС — это еще вопрос».
Но даже если этот путь до конца не будет пройден, само движение к единой валюте может оказать укрепляющий эффект для экономик стран ЕврАзЭС. «Очевидно, что институциональное развитие и выполнение стандартов, необходимых для введения стабильной единой валюты, будут способствовать большей макроэкономической стабильности и устойчивости к внешнеэкономическим шокам», — говорит аль-Эйд.