Турция предложила России отказаться во взаимных расчетах от долларов и евро. Об этом 13 февраля на турецко-российском бизнес-форуме в Москве заявил президент Турецкой Республики Абдулла Гюль после встречи в Кремле в президентом России Дмитрием Медведевым. «Сегодня я спросил: почему мы не торгуем на базе рубля и турецкой лиры? Российская сторона очень тепло восприняла это предложение», — сообщил Гюль. По его словам, заинтересованным ведомствам двух стран уже поручено проработать возможность такого перехода.
Реакция российской стороны не удивительна. Отечественные власти давно вынашивают идею превращения рубля в мировую валюту, а России — в один из глобальных финансовых центров.
Но пока договор с Россией о переходе на расчеты в российских рублях за нефть и газ подписала лишь Белоруссия. Идут разговоры о присоединении к рублевой зоне Казахстана и Молдавии, о стремлении войти в нее недавно заявила Армения. Переход на расчеты в национальной валюте с Китаем Россия обсуждает не один год, но пока без видимых результатов.
Для России по объёму товарооборота Турция входит в десятку крупнейших партнёров.
И этот товарооборот между двумя странами растёт высокими темпами. По данным Росстата, за первые 10 месяцев прошлого года он увеличился в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил $31,5 млрд, что, например, на четверть больше, чем объем торговли России с США. По оценке главы Минпромторга России Виктора Христенко, по итогам 2008 года показатель может составить почти $34 млрд. «У нас очень большой товарооборот с Турцией, особенно это касается рынка услуг, — поясняет начальник отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерий Пивень. — Это туристический регион, к тому же традиционно из Турции к нам течёт много товаров, импортируемых как государством, так и через поездки граждан».
В переходе на национальные валюты есть резон, если товарооборот между странами уравновешен, замечает аналитик. Выгода заключается в том, что исчезает зависимость от положения дел в третьих странах, а здесь «сейчас возможны негативные факторы вроде снижения учетной ставки банков США, которые нельзя спрогнозировать и которые не влияют на товарооборот, но могут доставить головную боль обоим сторонам», говорит аналитик.
И возможно, что у рубля тут перспективы больше, чем у лиры, так как у России больше золотовалютные резервы, а курс её валюты стабильнее, чем у турецкой валюты,
добавляет эксперт. К тому же
«с Турцией уже давно многие компании проводят свои расчеты в рублях»,
замечает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «На курортах Турции свободно принимают наш рубль», — добавляет Пивень.
Но
юридически переходить на взаимные расчёты без использования доллара или евро контрагенты вряд ли станут, полагают эксперты. «Это больше политическое заявление и выражает большое беспокойство всех стран за доллар, как за нестабильную в последнее время валюту,
— считает Орлова. — Так что это не статусное заявление, а всего лишь пожелание». Оно призвано успокоить все заинтересованные стороны относительно влияния на взаимную торговлю возможных колебаний евро и доллара в нынешних условиях повышенной волатильности курсов.