Всю прошедшую неделю рубль колебался в коридоре, установленном для него Центробанком — не выше 41 рубля за бивалютную корзину. При этом самому Банку России последние дни даже не приходилось участвовать в торгах — от взятия запретного уровня игроков удерживал страх нарваться на мощное сопротивление со стороны ЦБ и быть сломленными. Однако, по прогнозам многих аналитиков, уже на следующей неделе рубеж может быть пройден.
Но возвращаться на рынок Центробанку опасно, считают эксперты Goldman Sachs; это лишь ослабит национальную валюту.
«Если ЦБ РФ снова станет еженедельно тратить большие объемы из резервов для предотвращения падения курса рубля ниже максимально установленного, инвесторы могут посчитать этот уровень уязвимым и усилить атаки на рубль», — отмечают они в специальном обзоре. Вместо этого они предлагают российскому регулятору другой рецепт.
Центробанку необходимо повысить ставки, по которым он кредитует коммерческие банки, очень резко, на 500–700 базисных пунктов.
Тем самым, считают в Goldman Sachs, будет значительно ограничена рублёвая ликвидность в банковской системе. И за счёт ограничения предложения рублей курс национальной валюты получит поддержку.
Как отмечается в обзоре, сейчас ЦБ не поднимает процентных ставок из-за опасения негативного влияния на реальный сектор российской экономики РФ. Такая закономерность, действительно, верна в теории — снижение предложения денег и увеличение цены их заимствования угнетает кредитование реального сектора банками и сдерживает экономический рост. Но аналитики Goldman Sachs считают, что в сложившейся ситуации
предлагаемая ими мера парадоксальным образом способна не только поддержать рубль, но и в конечном счёте даже облегчить российским предприятиям доступ к банковскому кредиту.
Дело в том, что сейчас банки и так весьма неохотно осуществляют кредитование юридических лиц в рублях, поскольку они ожидают, что рубль продолжит падать и дальше и их прибыль от выдачи рублёвых кредитов обесценится. Зато когда в результате сжатия рублёвой ликвидности курс российской валюты стабилизируется и банки поймут, что рубль в ближайшем будущем не обрушится, у них снова появится стимул кредитовать экономику, а ставки этих кредитов снизятся.
Пока не известно, рассматривает ли Банк России подобный рецепт как руководство к действию в ближайшее время. По крайней мере, в обзоре другого западного банка, Merrill Lynch, предполагается, что ЦБ будет сочетать его с традиционным вбрасыванием валюты, и к тому же может использовать третий метод — административный.
Центробанк уже и сам понял, что не нужно больше накачивать рынок ликвидностью, считает замруководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая, об этом можно судить по его последним действиям. Банк уже начал повышать стоимость предоставляемых денег для банков. А согласно данным самого ЦБ, происходит сокращение рублёвой ликвидности в экономике – за последнюю январскую неделю объём денежной массы «в узком определении» (то есть наличные деньги и остатки на счетах обязательных резервов по привлеченным средствам в национальной валюте) снизился на 140,7 млрд руб., или на 3,6%.
Аналитики полагают, что логика в предложении Goldman Sachs есть. Но если рубль путём ограничения рублёвой ликвидности поддержать можно, то к улучшению ситуации с кредитованием это всё же вряд ли приведёт. Сейчас ставки Центробанка по операциям прямого РЕПО (предоставление денег под залог ценных бумаг) достигают 11%, а по беззалоговым аукционам 15%--17%, ближе к 17%, замечает Беленькая.
Получается, что по совету GS теперь он должен предоставлять рубли банкам под 16%--24%.
«Я сомневаюсь, что вслед за этим будет снижение ставок кредитования в банках», — заключает Беленькая.