Индекс бигмака (Big Mac Index), разработанный журналом The Economist, рассчитывается исходя из цены одноименного бутерброда в кафе McDonald's, который продается практически во всем мире. Эксперты издания полагают, что затраты на его изготовление везде одинаковы. Следовательно, стоимость бигмака позволяет оценить обменные курсы мировых валют, сравнив их покупательную способность. The Economist сравнивает цены более 20 лет. Число стран, входящих в исследование, сегодня достигает 120.
Согласно бутербродному индексу, вышедшему в четверг,
в России бигмак стоит $1,73, тогда как в США — $3,54. Таким образом, справедливым соотношением между российской и американской валютой является курс 17,7 руб. за $1.
Учитывая, что официальный курс доллара, установленный Банком России, составлял на 30 января (дату проведения исследования) 35,7 рубля, российская валюта недооценена на 51%, подсчитал The Economist.
Самой недооцененной является валюта Малайзии, в бутербродах она дешевле на 57%. Недалеко ушла и Южно-Африканская Республика, где бигмак дороже всего на семь центов — $1,66. По-прежнему обиженной остается и валюта Гонконга: она недооценена на 52%.
Самые дорогие бигмаки продаются в Норвегии, где они стоят $5,79 — это значит, что норвежская крона переоценена на 63%. За ней следуют швейцарский франк, датская и шведская кроны, переоценка которых соответственно составляет 58%, 43% и 29%.
Из индекса следует, что евро также переоценено по отношению к доллару: в зоне евро бигмак стоит на 24% дороже.
Стоит отметить, что недооценка рубля относительно номинального курса сокращается. Летом прошлого года бутербродный индекс указывал, что доллар в России должен стоить 16,5 рубля, в позапрошлом году — 15,2 рубля, а в 2006 году — 14 рублей. Таким образом,
бигмак показывает, что потенциал роста у рубля есть, но вот состояние экономики не позволяет укреплять рубль.
Впрочем, вопрос об оценке стоимости рубля через индекс бигмака вызывает вопросы у экспертов. «Это вообще вопрос философский: что есть справедливая стоимость денежной единицы определенной страны. В абстрактной и идеальной модели, конечно, рубль должен стремиться к удорожанию, но для этого должна произойти коренная перестройка в экономике России, она должна быть полностью модернизирована. 23,6 рубля за $1 — курс, который мы видели летом, был предельным. Дальнейшее удорожание отечественной валюты просто-напросто привело бы к закрытию многих российских предприятий.
При 17 рублях российская экономика не смогла бы выжить»,
— говорит заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Арбат капитал» Алексей Павлов.
«Индекс бигмака, естественно, не отражает реальной стоимости валюты. Прежде всего он «забывает» тот факт, что в разных странах разная структура потребления. Поэтому он фактически ничего не говорит экономистам», — добавляет эксперт.