Правительство готовится выделить банковской системе еще 900 млрд рублей. Это, по сообщениям источников, обсуждалось накануне на совещании с банкирами у первого вице-премьера России Игоря Шувалова. Официально информация пока не подтвердилась, возможно, решение будет принято на следующем совещании.
Большую часть — 500 млрд рублей — планируется дать Сбербанку. Еще 200 млрд рублей получит ВТБ. Стабилизационная помощь, как сообщается, может поступить в виде субординированного кредита от Центробанка (такой вариант, по словам источника, обсуждался для Сбербанка) либо через выкуп допэмиссии. Вероятно, что остальные средства пойдут в другие банки с госучастием, как, например, Россельхозбанк, Газпромбанк. Госденьги пополнят капиталы банков. Видимо, имеется в виду собственный капитал, включающий уставный капитал, резервы, нераспределенную прибыль и дополнительный капитал.
То есть банки смогут использовать деньги фактически по своему усмотрению, хотя цель вливаний миллиардов в банковскую систему, как неоднократно заявляли чиновники, — снабжение кредитами реального сектора экономики.
Но опыт говорит, что добиться этого не так просто. Банковский сектор уже второй раз получает такой подарок — в 2008 году государство уже выдало госбанкам 950 млрд рублей. 450 млрд рублей для этого взяли из Фонда национального благосостояния и разместили в ВЭБе под 7% годовых на 10 лет. Внешэкономбанк выдал их ВТБ (не более 200 млрд рублей под 8% годовых до 2019 года), Россельхозбанку (до 25 млрд рублей на тех же условиях) и прочим кредитным организациям при условии выполнения ими ряда требований. Еще 500 млрд рублей получил Сбербанк от Центробанка как субординированный кредит без обеспечения также на 10 лет по ставке 8% годовых.
Эти деньги банки должны были перенаправить в экономику через кредиты. Но Сбербанк, как сообщил его глава Герман Греф в конце 2008 года, из полученных денег на эти цели направил меньше половины — лишь 200 млрд были потрачены на кредиты физическим и юридическим лицам. Еще 100 млрд рублей пошли «на замещение тех средств, которые граждане забрали со своих депозитов в последнее время». Кроме того, из средств субординированного кредита Сбербанк вернул долги Минфину.
Весьма вероятно, что банки попросят и третью порцию. «Если ситуация ухудшится, то, очевидно, этих денег не хватит.
Пока проблемы испытывает в основном корпоративный сектор, физлицам их только предстоит ощутить в полной мере. Существует мнение, что сегодняшняя ситуация — лишь начало коллапса», — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Денис Мухин.
Кредитование бизнеса не увеличится и после получения банками новых 900 млрд рублей, считают эксперты. «Политическая и экономическая конъюнктура ухудшается, банки получают убытки. Полученные деньги пойдут на компенсацию этих убытков, а также на продолжение наращивания резервов по возможным потерям по ссудам»,
— считает Мухин. «Деньги будут направлены на формирование резервов по возможным потерям», — соглашается гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.
У экспертов есть опасения, что часть средств будет потрачена и на покупку валюты. Если этим займутся и не сами госбанки, то те кредитные учреждения, которым они ссужают деньги.
«Предоставленные средства пойдут на кредитование реального сектора, но только если прекратится девальвация. А до тех пор банкам будет выгоднее покупка валюты на эти деньги.
Выдавать безвозвратные кредиты предприятиям никому не интересно, ведь вместо денег от выданных средств назад они получают кучу неликвидных активов с большим дисконтом к их реальной цене», — говорит главный экономист УК «Русь-капитал» Алексей Логвин.
Впрочем, замруководителя аналитического департамента ООО «Совлинк» Ольга Беленькая уточняет, что «валюту банки покупали не на субординированные кредиты, которые выдавались сроком аж до 2019 года, а на краткосрочные ресурсы, привлеченные, например, на беззалоговых аукционах ЦБ». Председатель Ассоциации региональных банков России и первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев также уверен, что выделенные ЦБ деньги будут использоваться банками только по назначению. «Вряд ли в таких условиях найдутся смельчаки направить деньги на что-то другое, например на покупку валюты. Это было бы безумием при усиливающемся контроле со стороны государства», — объясняет он.
Действительно, государство уже высказывало недовольство по поводу скупки банками валюты на антикризисные деньги. Прекратить это должны комиссары от ЦБ, которые теперь будут поставляться в банки вместе с госденьгами. Однако к заемщикам второго порядка контролеры не придут.
Реальный сектор может надеяться скорее на то, что зарабатывать на валюте скоро станет невыгодно.
ЦБ намерен покончить с управляемой девальвацией рубля в среднесрочной перспективе и полностью отпустить рубль. Любая привязка к «коридорному варианту» означает замещение национальной денежно-кредитной политики на импортируемую,
заявил директор департамента операций на финансовых рынках Сергей Швецов в Госдуме во вторник. «Свободный курс предоставит Банку России свободу проведения процентной политики, которая будет определяться решениями ЦБ, а не конъюнктурой, складывающейся на валютном рынке», — сказал он. И, возможно, тогда реальный сектор получит дешевые кредиты. «Я думаю, что ставка рефинансирования 13%, которая есть сегодня, будет определять стоимость денег в экономике завтра. Экономика сможет получать деньги не под 30% годовых, а значительно ниже 20%», — заявил Швецов.