Экономика России в 2009 году не будет расти и даже не сможет удержаться на уровне 2008 года. ВВП по итогам года сократится на 0,2%. Таков новый прогноз Минэкономразвития, сообщил агентству «Интерфакс» неназванный источник в одном из ведомств финансово-экономического блока. Еще хуже дела будут обстоять с промышленным производством, оно сократится на 5,7%, а инвестиции в основной капитал — на 1,7%. Реальная зарплата у населения также перестанет расти и понизится на 2,7%, безработица составит 7,5%. Экспорт станет меньше на 42,6%, импорт — на 16,1%, сальдо торгового баланса останется положительным, но составит $24,1 млрд.
Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач позднее подтвердил агентству новый прогноз снижения ВВП. Уточненный документ, по его словам, поступит в правительство в конце недели.
Эти ожидания Минэкономразвития гораздо хуже не только первоначального прогноза на 2009 год, исходя из которого верстался федеральный бюджет, но даже цифр, озвученных буквально несколько дней назад.
Так, ВВП сначала прочили рост на 6,7%, предыдущий, декабрьский прогноз МЭР говорил о 2,4%, а министр финансов Алексей Кудрин меньше недели назад озвучил цифру 0–2%. Промпроизводство, еще в декабре полагало ведомство Эльвиры Набиуллиной, должно было снизиться только на 3,2%, безработица составить 7,4%, инвестиции в основной капитал вырасти на 1,4%, реальная зарплата — на 0,8%.
Пересмотреть планы пришлось по поручению премьер-министра Владимира Путина, который попросил рассчитать бюджет, исходя из среднегодовой цены на нефть $41 за баррель и среднего курса 35,1 рубля за $1.
При расчете учли новый прогноз по снижению мировой экономики на 0,3% (ранее ожидался рост на 1,2%).
Падение ВВП станет первым со времен 1998 года (тогда сокращение составило 5,3%). Таким образом, многолетняя тенденция роста экономики будет сломана. Даже затронутый кризисом 2008 год кажется на этом фоне благополучным, ведь по итогам января — ноября ВВП вырос на 6,5%, реальная заработная плата — на 11,8%.
По некоторым прогнозам, падение будет еще более глубоким. «Снижение ВВП России составит 2,9%», — говорит ведущий эксперт фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов, он исходит из более низкой цены на нефть — $32 за баррель. «Цифры Минэкономразвития вписываются в наши подсчеты. Но чтобы достичь нулевого ВВП или хотя бы минимального его сокращения, необходимо разблокировать денежные рынки», — отмечает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Но это, по его словам, невозможно сделать, пока сильны ожидания девальвации рубля. «Сохраняются ощущения, что в ближайшие недели рубль упадет на 10–15% (некоторые говорят, что больше).
Это означает, что можно ничего не делать и, скупая доллары, получать доход в 10–15%. При таких условиях никакой экономической активности быть не может»,
— объясняет он.
С другой стороны, судьба промышленности может быть и не такой тяжелой. «Падение промышленного производства составит 4,1%», — считает Миронов. Но только в том случае, если отечественный бизнес воспользуется падением рубля и начнет вытеснять импортные товары. «Падение рубля окажет положительное влияние на экономику с точки зрения импортозамещения. Мы исходим из того, что средний курс доллара будет 39 рублей», — объясняет эксперт.
В любом случае теперь и бизнесу, и населению придется перестраиваться. Главный эффект от падения экономики — дефицит бюджета, который, по расчетам МЭР, может составить 6–8%. «Если цена на нефть будет $32 за баррель, то дефицит российского бюджета составит 6,5% ВВП», — подсчитал Миронов.
Надеяться в этом случае остается на запасы и на то, что кризис закончится в 2009 году. «Резервный фонд составляет 10% ВВП. Это означает, что если Россия не будет брать внешние займы, как обещал Кудрин, то больше половины Резервного фонда уйдет на покрытие дефицита»,
— объясняет Миронов. Еще один вариант, предложенный экспертами, — быстрее девальвировать рубль. «Экономическое развитие зависит не только от цены нефть, но и от политики, проводимой Центробанком, правительством, — напоминает Гавриленков. — Должна быть найдена точка равновесия, при которой деньги пошли бы в экономику. Но чем дольше будут продолжаться дискуссии о девальвации, тем позже будет найдена эта точка. Каждый месяц промедлений лишь увеличивает отрицательное значение ВВП, убивает экономический рост».