«Мы, по сути, платим цену за ряд безответственных решений, которые принимались в других странах», — объяснил президент России Дмитрий Медведев причину всех бед экономики, приехав под Новый год в Белый дом на встречу с членами правительства. «Вот, интегрировались — как в народе говорят: за что боролись, на то и напоролись. Теперь наша экономика не может существовать вне мировых тенденций», — высказался на ту же тему премьер-министр Владимир Путин, открывая последнее в 2008 году заседание кабинета министров.
Но российские власти смягчили удар, заверил премьер, и поэтому настроены оптимистично.
«Сегодня можно сказать, что самые неотложные решения приняты.
Создана антикризисная архитектура государственного управления, которая включает специальные законодательные акты, систему мониторинга ситуации, органы управления и оперативного реагирования», — напомнил он. Благодаря этому, заверял глава правительства, удастся не допустить в наступающем году «резкого падения уровня жизни граждан и массовой безработицы», а также обеспечить «устойчивую работу финансовой системы и промышленности». В конечном счете Россия выйдет лидером из этой передряги.
«Речь идет о том, чтобы к концу следующего десятилетия уверенно закрепиться в группе стран — мировых лидеров как по уровню экономического развития, так и по ключевым показателям качества жизни граждан России», — пояснил Путин.
Впрочем, и в кризис власти обещают пристально следить за уровнем жизни населения. «Высшей целью нашей работы является развитие нашей страны, улучшение жизни наших людей. Из этого мы будем исходить и в будущем году, — пообещал Медведев. — Если мы можем себе представить ограничение расходов по другим направлениям, то социальная сфера должна оставаться высшим приоритетом развития государства». Правительство, профсоюзы и правоохранительные органы должны следить за выполнением трудовых договоров, предложил Путин, и всего трудового законодательства, чтобы «люди не оставались при потере зарплаты, при потере рабочего места без выходных пособий, без права на пособие по безработице, а значит, фактически и без средств к существованию».
О том, что такие важные для людей программы, как национальные проекты, будут финансироваться в полном объеме, президент уже говорил несколько дней назад. Эти расходы будут сокращать в последнюю очередь, сошлись во мнении и опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. Хотя бюджет в 2009 году, по всей видимости, окажется дефицитным, недостачу покроют из резервного фонда. По словам министра финансов Алексея Кудрина, из фонда на покрытие дефицита бюджета будет взято 1,5–2,5 трлн рублей.
Автор идеи стабфонда, средства которого теперь позволяют властям раздавать подобные обещания, президент Института экономического анализа Андрей Илларионов, назвал сегодня на своей традиционной предновогодней пресс-конференции подобные высказывания «шуткой года». В эту же номинацию у бывшего советника по экономическим вопросам президента Владимира Путина попали и высказывания о том, что Россия — «тихая гавань», «остров стабильности» и «мировой финансовый центр».
Подвергает он сомнениям и утверждение, что все беды нам принес Запад с его рецессией и сокращением спроса на товары нашего экспорта. «Снижение цен на нефть не является причиной экономического спада в России, — убежден Илларионов. —
Сокращение промпроизводства началось как раз тогда, когда цены на нефть достигали $147 за баррель».
Промпроизводство преподнесло нерадостный сюрприз еще в июне, тогда как рекорд нефтяных цен, после которого началось снижение, состоялся в июле. Эффективность мер по выходу из кризиса — тоже большой вопрос, по мнению экс-советника.
«Селективная раздача государственных средств в особо крупных размерах компаниям, приближенным к власти, — это афера года. В сумме на это было и будет выделено $200 млрд»,
— считает Илларионов.
Правда, своих, более продуктивных способов выхода из кризиса Илларионов не предлагает. «Моя задача стимулировать общественные дискуссии. У меня есть собственное представление, но его детальное обсуждение уже в следующем году», — многообещающе заявил он.