Associated Press обратилось в 21 американский банк, получивший хотя бы $1 млрд помощи от правительства США, с четырьмя вопросами: сколько было истрачено денег? На что были потрачены эти средства? Сколько осталось, и на что планируется потратить оставшиеся деньги? Ни один банк не дал конкретных ответов. Лишь JPMorgan Chase сообщил, что в следующем году планирует кредитовать на сумму в $5 млрд некоммерческие компании и фирмы, занимающиеся здравоохранением. Остальные же, в том числе такие крупнейшие получатели помощи, как Citibank и Bank of America, ограничились общими словами, что деньги пошли на усиление баланса компаний, а также на продолжение кредитования, с тем чтобы преодолеть финансовый кризис.
Некоторые же и вовсе откровенно заявляли, что они просто не знают, куда пошли эти деньги. «Мы управляем капиталом в его совокупности», — заявил, например, представитель американского финансового холдинга Regions Financial Corporation Тим Дэйтон.
В рамках Программы по выкупу проблемных активов (TARP) планируется потратить $700 млрд (сумму, равную всей экономике такой страны, как Голландия) на помощь предприятиям США, в том числе и американским финансовым институтам. Уже роздана половина этой суммы. Часть денег пошла на рекапитализацию американских финансовых учреждений. Этими мерами правительство надеялось заставить банки кредитовать население и предприятия.
Но сейчас нет ни механизмов контроля за тем, куда финансовые компании тратят деньги, полученные от американских налогоплательщиков, ни механизмов, обязывающих банки давать кредиты. Законодатели США в прошлом месяце собрали представителей банков и просто заклинали их выдавать кредиты, а не хранить деньги или тратить на бонусы, корпоративы или на покупку других банков. «План Полсона» критикуется всеми.
Помощь банкам не осуществляет главной задачи — поддержки населения, она лишь раздувает баланс банков и других финансовых компаний, приводит слова представителей Демократической партии Washington Times.
Законодатели заявили, что они намерены усилить ограничения на еще не выплаченные $350 млрд, прежде чем совершить второй транш и вбросить эти средства в экономику. Министр финансов США Генри Полсон заявил, что они пытаются расширить мониторинг трат банков.
Скрытность американских банков можно понять. «Средства тратятся финансовыми компаниями для решения собственных проблем: они покрывают списания и убытки, случившиеся от финансового кризиса, — говорит заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Арбат Капитал» Алексей Павлов. — Если выяснятся реальные убытки некоторых банков, это может дать очередной виток кризису доверия в финансовой системе».
В России ситуация схожая. В начале декабря премьер-министр Владимир Путин заявлял о том, что финансовому сектору уже оказана поддержка в 5 трлн рублей. Однако подавляющая часть этих денег не дошла до экономики.
Бизнес жалуется, что не может взять кредит ни под какой процент. Полученные деньги банки тратят на улучшение собственного финансового положения, в том числе выводя их за рубеж. Путин неоднократно предупреждал российские финансовые структуры о недопустимости таких шагов. Недавно Банк России снизил лимиты для банков, увеличивающих активы в иностранной валюте за счет средств господдержки. Но, во всяком случае, для российских властей не будет секретом, куда уходят деньги. Как раз сегодня Госдума окончательно одобрила законопроект о направлении в банки-получатели госпомощи наблюдателей от Центробанка.