«Сегодня в экономике Украины сложилась очень сложная ситуация, — признал в пятницу глава Нацбанка Украины (НБУ) Владимир Стельмах в эфире телеканала «Интер». «Уже в декабре этого года страна может оказаться в ситуации внутреннего дефолта», — добавил он. По его словам, «на сегодня
правительство не имеет средств для выплат по заработным платам, пенсиям, социальным выплатам и обязательствам внешнего и внутреннего характера».
В такой ситуации Украина оказалась по вполне понятным причинам.
Глобальный финансово-экономический кризис резко ухудшил для неё внешнеторговую конъюнктуру. В ведущей экспортной отрасли Украины — металлургии — ситуация плачевная.
Металлургическая промышленность дает 27% украинского ВВП, и экспорт продукции этого сектора обеспечивает 40% валютных поступлений в страну. «Но сейчас компании очень сильно пострадали, спрос практически умер, у потенциальных покупателей нет денег, — говорит аналитик ФК «Уралсиб» Николай Сосновский. — К настоящему времени это дало 60–70% падения производства, а это значит, что многие предприятия сектора станут убыточными, что, в свою очередь, отразится на бюджете».
Такая неблагоприятная ситуация уже начала пагубно сказываться на финансах страны. Значительному обесцениванию подверглась национальная валюта — гривна. Правда,
до последнего времени «девальвация» гривны искусственно сдерживалась финансовыми властями страны. На это пришлось тратить золотовалютные резервы, которые с лета снизились почти на $10 млрд, или более чем на четверть. На те же цели пошел первый транш ($4,5 млрд) экстренного займа МВФ ($16,4 млрд). Но удержать курс национальной валюты на прежних уровнях всё равно не удаётся,
и если ещё в октябре за доллар, евро и рубль давали около 5, 6,75 и 0,19 гривен соответственно, то 19 декабря официальный курс нацбанка составил к доллару 7,88 гривны (падение на 56%), к евро — 11,52 (на 70%) и к рублю — 0,29 (на 50%). При этом долговые обязательства страны достигли угрожающих размеров.
«Внешний долг Украины (около $120 млрд) вчетверо превышает ее золотовалютные резервы,
— рассказывает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. — Именно это беспокоит инвесторов, они теряют доверие. И в связи с этим то, что сейчас происходит с гривной, ещё не предел девальвации».
Ситуация с украинскими финансами усложняется и политическими факторами.
Сложное положение национальной валюты политики пытаются использовать в своих интересах. Так, 18 декабря Верховная рада Украины решила расследовать действия НБУ по выполнению им «основной конституционной функции — по обеспечению стабильности денежной единицы, а также по обеспечению стабильности банковской системы и выполнению основных принципов денежно-кредитной политики в период финансового кризиса». А премьер-министр Украины Юлия Тимошенко потребовала от президента страны Виктора Ющенко немедленной отставки Стельмаха, обвинив его в сознательном ослаблении гривны.
«Падение курса гривны — это спланированная операция, поддержанная Нацбанком», — заявила Тимошенко на пресс-конференции 18 декабря.
В свою очередь, Ющенко дал НБУ и коммерческим банкам страны 10 дней на стабилизацию курса гривны. «Это политическая задача, поскольку экономических оснований для такой девальвации гривны нет», — подчеркнул глава государства. По его словам, политизация финансово-банковской сферы дестабилизирует её, в связи с чем президент призвал банкиров «не терпеть» вмешательства политиков в свою работу. Сам же
Стельмах в ответ заявил, что нынешнюю ситуацию обусловила «бездарная деятельность правительства в управлении экономикой», а Тимошенко сама способствует ослаблению гривны.
«Я могу привести пример, что только после этого заявления Тимошенко сразу на рынке вырос курс доллара, то есть обесценилась валюта почти в два раза, — сказал он в эфире «Интера». — Уже заявляют курсы 14 и больше гривен за один доллар».
По словам руководителя киевского центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, «скандал уже перешёл в политическую плоскость». «Конфликт должен закончиться отставкой Стельмаха, которая будет выгодна Тимошенко. Премьер предприняла психическую атаку, чтобы у президента не оставалось другого выхода, кроме как сдать Стельмаха. У Ющенко просто может не остаться выхода, так как деятельность правления НБУ приняла скандальный характер», — сказал Фесенко.
Но вряд ли отставка или неотставка главы Нацбанка коренным образом изменит ситуацию.
Не слишком верят своим финансовым властям и простые украинцы, которым остаётся надеяться только на собственные запасы наличности. «Только за последние три месяца с депозитов населением было снято около $30 млрд, что почти в два раза больше кредита МВФ»,
— отмечает глава украинского аналитического центра «Академия» Александра Кужель. Но и это их не спасёт, если экономика не будет функционировать в нормальном режиме.
А надежд на это немного. «Сейчас фактически прекратилось кредитование реальной экономики, а собственных оборотных средств даже у крепко стоящих на ногах предприятий не более 30%, — рассказала Кужель. — В конечном итоге это ведет к тому, что
даже товары повседневного потребления пропадают с прилавков, так как предприятиям практически не на что работать».