Баланс внешней торговли России в последние годы был резко положительным, то есть доход от экспорта превышал затраты на оплату импорта. Главным образом
профицит торгового баланса обеспечивался высокими и все возрастающими ценами на углеводороды.
В 2007 году, по данным Центробанка, положительное сальдо торгового баланса достигло почти $131 млрд, при этом доходы от экспорта составили $354,4 млрд и на 62% ($218,57 млрд) были обеспечены экспортом сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа.
В 2008 году цены на нефть продолжали расти, почти удвоившись в первом полугодии.
Положительное сальдо торгового баланса за этот период достигло почти $102 млрд, превысив график того же периода предыдущего года на 70%, причем доходы от экспорта были равны $237,3 млрд, а их «углеводородозависимость» еще больше повысилась — до 67% ($159,19 млрд).
Вьюгин прогнозирует, что
по итогам 2008 года профицит торгового баланса достигнет $160 млрд, поскольку средний уровень нефтяных цен составит $95 за баррель.
Но такой средний показатель получается за счет летнего пика цен, когда они превысили $140 за баррель. К концу же года они опустились ниже $50. И в 2009 году процесс снижения продолжится, виной чему по-прежнему останется резкое снижение темпов роста мировой экономики.
Так, Всемирный банк ожидает снижения этих темпов до 0,9% по сравнению с 2,5% в 2008 году,
а в странах с высоким уровнем доходов, основных потребителях сырья, в 2009 году и вовсе будет наблюдаться экономический спад. Кроме того, мировая торговля сократится в 2009 году на 2,1%, что означает существенное снижение экспорта из развивающихся стран.
Если в этих условиях среднегодовая цена на нефть в 2009 году удержится на отметке $35 за баррель, это хорошо, считает Вьюгин. Но даже при такой «удаче» торговый баланс России в 2009 году обнулится, предупреждает он.
Впрочем, эти прогнозы делаются при учете продолжения развития кризиса в США. Но страна, раньше других испытавшая проблемы, может и начать восстанавливаться прежде остальных. «Я считаю, что уже в середине следующего года, максимум осенью, мы должны увидеть позитивные сдвиги в американской экономике, а рост цен на сырье возобновится», — прогнозирует вице-президент ИФГ CTrust Дмитрий Антониади. В этом случае среднегодовое значение нефтяных цен в 2009 году составит $50–60 за баррель, что приведет к положительному торговому сальдо, надеется он.
Помочь торговому балансу могло бы ослабление национальной валюты, к которому наш рубль сейчас весьма склонен. Но это чревато другими проблемами, в том числе социальными и политическими, а потому Центробанк проводит «плавную» девальвацию, не давая валюте упасть до равновесного уровня. Это вынуждает ЦБ тратить международные резервы, а во-вторых, приближает момент, предсказываемый Вьюгиным.
«Если ЦБ РФ не продолжит девальвацию рубля, то обнуление баланса наступит и при цене $45–50 долларов за баррель»,
— предупреждает начальник отдела конверсионных операций Русского банка развития Игорь Шибанов.
Поэтому очень вероятно, что со следующего года сальдо текущих операций (торговый баланс плюс баланс услуг и сопутствующее движение денежных средств) станет и вовсе отрицательным. Рейтинговое агентство Standard & Poor's оценивает этот дефицит в 2009 году в 2,6% ВВП России.
Это означает, что
международные резервы страны не только перестанут пополняться за счет экспорта, но для оплаты импорта придется начать резервы тратить.
И это при том, что они уже и так тают угрожающими темпами. С начала августа, когда резервы достигли рекордных $598,1 млрд, они сократились к началу декабря на 24% до $454,9 млрд.
Это происходит не только из-за траты валюты на поддержку рубля, но и в обеспечение других антикризисных мер (в финансовую систему Центробанком уже влито более $100 млрд), а также из-за ужасающего оттока капитала из страны, который в 2009 году может только усилиться. По прогнозам Вьюгина,
чистый отток капитала из России в 2008 году составит $60 млрд, а в 2009 году — $90 млрд.
Если темп расходования резервов Банка России сохранится на нынешнем уровне, то они могут быть полностью исчерпаны уже к концу 2009 года.
Впрочем, нет худа без добра. Кризисная ситуация может заставить власти проводить более эффективную экономическую политику.
«У российского правительства существуют реальная возможность и ресурсы не только реализовать пакет антикризисных мер, но и создать возможности для последующего мощного экономического прорыва, — считает Антониади. — Это и снижение налоговой нагрузки, и реформы в законодательстве, и упрощение условий ведения бизнеса в России, и стимулирование населения к накоплению средств и сбережению, а также гибкость в отношении валютного курса».
Кризис полезен как последний шанс соскочить с нефтяной иглы.
«Обнуление баланса — это цена, которую можно заплатить сегодня за повышение конкурентоспособности и развития бизнеса завтра»,
— заключает Антониади.