Министерство финансов Латвии заявило о возможности странового дефолта в 2009 году. Помочь могут только займы международных организаций, но для их получения требуется резко секвестировать расходы госбюджета.
Латвийская Республика оказалась в столь плачевном положении из-за глобального экономического кризиса: обвалился рынок недвижимости, а ВВП стал снижаться. В январе — сентябре 2008 года валовой продукт снизился на 0,6%, а по итогам года, согласно прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), снижение составит 0,9%.
Но и это еще цветочки.
В 2009 году, считает МВФ, ВВП Латвии обрушится на 6%. В этих условиях у страны просто не будет денег, чтобы исполнять свои обязательства.
В поисках источника экстренного финансирования страна уже обратилась в Еврокомиссию и МВФ. По сообщению «Интерфакса», министр финансов Латвии Атис Слактерис сначала говорил, что попросит у МВФ до 3 млрд евро, но новые прогнозы заставляют повышать планку. По мнению рейтингового агентства Fitch Ratings, для стабилизации экономики и преодоления возросших рисков финансово-экономического кризиса
Латвии могут потребоваться заимствования у международных организаций в размере 5 млрд евро.
МВФ и Евросоюз поддержат Латвию, иначе ее дефолт станет сильнейшим ударом по Евросоюзу, пятном на репутации единой Европы, не сомневается заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но проблема заключается в том, что для получения помощи от МВФ дефицит госбюджета Латвии не должен превышать 5%. А для этого, по подсчетам министра финансов страны, придется сократить расходы бюджета почти на 1 млрд евро, да еще непонятно, за счет чего увеличить доходную часть на 400 с лишним млн евро.
Латвия — не единственная стран, которая попала в такое положение.
«Вся Прибалтика под угрозой дефолта,
— говорит заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Арбат капитал» Алексей Павлов. — Причиной стали бюджетный дефицит, серьезные долги, низкий уровень резервов. По-видимому, Латвия оказалась самым слабым звеном, но нельзя отрицать и продолжения разрывов других звеньев, Литвы и Эстонии».
В зоне риска и другие страны Восточной Европы. Их сложное положение обусловлено двойным дефицитом: бюджетным и торгового баланса, объясняет эксперт.
Еще в апреле 2008 года рейтинговое агентство Standard & Poor's назвало эти страны, а также Ливан, Турцию и Казахстан наиболее чувствительными к мировому кризису в силу небольшого масштаба их экономик и сильной зависимости от иностранного капитала.
Исландия вообще весь 2008 год находится в перманентном преддефолтном состоянии из-за резкого оттока иностранного капитала,
и в ноябре страна, активы банковской системы которой многократно превышают объем ВВП, после безуспешных попыток «перехватить» несколько миллиардов евро у скандинавских стран и России, была вынуждена взять в долг все у того же МВФ.
Нынешняя ситуация заставляет значительно расширить зону риска за счет и тех развивающихся стран, экспорт которых основывается на сырье
и которые в этом рейтинге Standard & Poor's считались наиболее стабильными. Ведь весной 2008 года еще никто не мог предположить, насколько резко могут обрушиться цены на нефть и другие commodities. Таким образом, если тенденция снижения сырьевых цен продолжится, то призрак дефолта замаячит и над небольшими нефтедобывающими странами наподобие Тринидада и Тобаго.
Проблемы могут возникнуть и у Украины, пострадавшей из-за резкого снижения цен на основу ее экспорта — продукцию металлургии,
— предупреждает Павлов. «МВФ уже дал Украине кредит приблизительно в $16 млрд, но в первые же недели треть этих средств была потрачена на поддержку гривны, — продолжает аналитик. — Сейчас у Украины уже очень много долгов, и непонятно, как она будет расплачиваться». С полной уверенностью можно сказать, что будут дефолты отдельных компаний, и вполне вероятен сценарий, когда и государство может объявить дефолт, заключает он.
«Также проблемы у Белоруссии, которой Россия выделила кредит в $1 млрд,
— считает Макаркин. — Первый транш поступил, но на это наложилось охлаждение отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь».
Проблемы в той или иной степени уже испытывают даже страны, успевшие накопить солидные валютные резервы. «В Восточной Азии больше всего проблем у Кореи, — добавляет Павлов. — Там очень большой долг государства и частных компаний, и страна почувствовала на себе «схлопывание» экспорта». И Корея, и Россия — одни из лидеров по золотовалютным резервам — столкнулись с серьезным обесценением своих валют.
Страны, которым грозит дефолт, рискуют потерять не только экономическую, но отчасти и политическую самостоятельность.
Достаточно вспомнить условия, на которых МВФ предоставлял России кредиты в 1990-х годах. Последним же примером можно считать заем в 20 млрд евро, выданный фондом правительству Венгрии: оно точно также оказалось скованным ограничениями в своей экономической политике, не позволяющими выправить ситуацию с ВВП такими методами, как рост госрасходов и ослабление кредитно-денежной политики. При этом даже выполнение всех условий МВФ вовсе не гарантирует стране спасения.