В 2009 году из резервного фонда придется использовать более 1 трлн рублей, признал вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, выступая в среду в Совете федерации. «Мы создали серьезную подушку стабильности и безопасности бюджета. Она будет работать более трех лет», — попытался успокоить он сенаторов, ведь пока в этой копилке у нас 3,588 трлн рублей.
По сути, министр признался, что обсчитался. Всего неделю назад, выступая в нижней палате парламента, Кудрин заверял, что денег фонда хватит на семь лет и расходоваться они будут гораздо медленнее. «Даже если он (резервный фонд — прим. ред.) не будет пополняться, а будет только расходоваться, исходя из 500 млрд рублей в год, то это будет семь лет», — обещал глава Минфина депутатам.
Внешние данные при этом не менялись. Последний прогноз Минфина по среднегодовой цене на нефть в 2009 году остался на уровне $50 за баррель. А в текущем году, по словам министра, средняя цена российской нефти составит около $96 за баррель.
К антикризисным мерам добавились предложения премьер-министра Владимира Путина с Х съезда «Единой России». По ранее звучавшей оценке, только эти налоговые новации потребуют 556 млрд рублей. Частично деньги на это возьмут из резервного фонда.
Также дополнительные средства придется потратить на поддержку субъектов федерации. Дыры в их бюджетах, как и в федеральном, могут возникнуть из-за падения темпов роста экономики.
Кудрин уже заявил, что прирост ВВП будет меньше запланированных 6,7%. Расходные же обязательства придется выполнять. «Все старые обязательства будут исполняться», — сказал министр финансов.
«Правительство готовится к дефициту бюджета в 1 трлн рублей», — разъясняет слова Кудрина экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. Пока в «трехлетке» на 2009 год заложено $95 за баррель и 2 трлн рублей профицита, при $60 за баррель бюджет беспрофицитен.
Но сумма в 1 трлн рублей тоже может быть не окончательной. Уже через несколько дней, 1 декабря, Минфин и Минэкономики должны представить свежий прогноз по ВВП. Спрогнозировать основной ориентир — колебания цены на нефть — мало кто может. Так, один из крупнейших американских инвестиционных банков Merrill Lynch не исключает даже средней годовой цены в $30 за баррель российской нефти.
В этом случае Россию ждет «глубокая рецессия»: ВВП страны упадет на 2,9%. Отрицательную динамику также покажет частное потребление и инвестиции в основной капитал: --2,9% и --5,6% соответственно,
говорит главный эксперт по инвестициям в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Merrill Lynch Гэри Дуган. Расти будет лишь государственное потребление, его темпы составят 4% за 2009 год. «Наш прогноз на 2009 год — $40–50 за баррель, но может быть и $30», — соглашается аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов. По его словам, нефтяные котировки вниз будет двигать не только сокращение спроса, но намеренная политика развитых стран: «В условиях финансового кризиса были затронуты экономики государств. Для поддержания экономического роста они вынуждены были пойти на понижение ставок рефинансирования. Это, в свою очередь, спровоцировало рост денежной массы и инфляцию, и им ничего не оставалось, кроме как «зажимать» инфляцию издержек».
Впрочем, есть и оптимистичные оценки. «Наш прогноза для марки urals — $72,9 за баррель, — говорит начальник аналитического отдела ИК БКС Максим Шеин. — Возможно, что в третьем квартале все поймут, что экономический рост вернулся, а нефтяные компании не вложились в развитие, поэтому не смогут удовлетворить спрос».
Но, даже если оправдаются самые плохие прогнозы, это не означает, что не пройдет и года, как резервный фонд исчерпается.
«Если вопрос будет стоять: полностью потратить резервный фонд или урезать расходы бюджета, то будет выбрано сокращение расходов»,
— убежден Надоршин. Несмотря на то что сейчас правительство утверждает обратное. «Когда-то говорили, что резервный фонд расходовать не будут и что девальвации не будет», — напоминает эксперт. Каким будет рубеж перехода от одних обещаний к другим — сказать сложно. Цена на нефть здесь тоже может сыграть не последнюю роль. «Это во многом психологический фактор. Расчеты ведутся, исходя из среднегодовой цены, а люди нервничают, и решения принимаются по текущему моменту. Даже если в итоге по году будет $70 за баррель, но будут два дня, когда будет $20, может последовать сокращение расходов», — считает Надоршин.
Остается надеяться, что секвестр начнут не с социальной сферы. «Последние 10 лет мы жили в условиях постоянного наращивания доходов бюджета. За это время все бюджетополучатели успели накопить «жирок». Если его пустить под нож, то это пройдет безболезненно», — успокаивает Надоршин.