Небывалое падение цен производителей в России зафиксировано в октябре: на 6,6% по сравнению с предыдущим месяцем, сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в Росстате. Это новый рекорд за всю современную российскую историю (в сентябре показатель составил 5%). Быстрее всего дешевела продукция добывающих отраслей — на 20,8% после падения на 15,8% в сентябре.
В обрабатывающих производствах цены в октябре уменьшились на 2,1%, что тоже много по сравнению с -0,8% в сентябре. В том числе заметно подешевели нефтепродукты: мазут — на 7,7% ( в сентябре — на 2,2%), бензин — на 2,5% (на 10,3%), дизельное топливо — на 5,1% (на 11,4%). Не прекращают падение цены на цемент: на 3,1% в октябре (3,8% в сентябре).
Наиболее же резко обрушились цены на продукцию металлургии. Чугун и доменные ферросплавы подешевели на 21,7% (после снижения на 8,9% в сентябре).
«С рекордных летних значений цены на металлопродукцию упали на 30–50% (в том числе цены на сортовой прокат уменьшились в 3 раза, на плоский прокат — на 30%--40%)», — говорит аналитик Банка Москвы Юрий Волов.
Кризис затронул предприятия не только черной, но и цветной металлургии. «С сентября мировые цены никель упали сразу на 45% с 20000 до 11600 за тонну», — подсчитывает эксперт ИГ (организация запрещена в России) «КапиталЪ» Павел Шелехов.
Но радоваться, что инфляции в стране наступил конец, не приходится. Происходящее — следствие мирового финансового кризиса. Яркий пример тому — российские металлурги, снижение цен на их продукцию связано с падением платежеспособного спроса со стороны основных потребителей — автопроизводителей, машиностроителей и строителей во всем мире.
На снижение цен жалуются в ГМК «Норильский никель». В гиганте надеются, что «хуже, чем сейчас, уже не будет» и уповают на то, что в 2009 году цены на металл стабилизируются. Также и в отечественной алюминиевой промышленности. Мировые цены на алюминий упали до отметки $1985, что ставит производство этого металла на грань рентабельности. Так, недавно об остановке производства заявил Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК), контрольный пакет в котором принадлежит отечественному «Русалу».
«Это симптом серьезного торможения экономики, безусловно»,
— говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Он ждет, что замедление проявится уже в этом году. «Мы можем увидеть нулевой или чисто символический прирост уже по итогам четвертого квартала. И совершенно точно, что мы войдем в новый год с уже сформировавшимся негативным трендом.
В 2009 году у нас будет не рецессия, а гораздо хуже, — настоящий спад. До минус 4% прироста ВВП по итогам года».
Впрочем, падение спроса еще не сказалось на ценах на продукцию с высокой добавленной стоимостью. У производителей машин и оборудования наблюдается рост стоимости на 0,4%, у производителей транспортных средств и оборудования — на 0,3%. «Мы не снижали цены ни в сентябре, ни в октябре, — сказал «Газете.Ru» директор департамента по связям с общественностью лидера транспортного машиностроения России «Трансмашхолдинга» Артем Леденёв. — Мы работаем по контрактам, заключенным на год и больше. По новым контрактам цены тоже не падают. Потому что стоимость сырья, энергоносителей и комплектующих только растет».
Производители пищевой продукции тоже не подтверждают падения цен. «Как правило, цена сырого молока в ноябре достигала своего пика, поскольку на этот месяц приходится минимум предложения на фоне растущего спроса, — рассказывает директор по корпоративным коммуникациям компании Юнимилк Павел Исаев. — Но в этом году мы вошли в ноябрь с профицитом молока, поэтому роста цен нет, как нет и их падения». «Я сомневаюсь в цифрах, которые дает Росстат, — признается руководитель экспертного совета объединения бизнеса «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян. — Мы, производители, пока не видим снижения цен. Хотя, конечно, мы бы приветствовали снижение входящих издержек. Зато сложность расчетов и рост процентных ставок — видим».
Как правило, движение цен производителей с опозданием на несколько месяцев повторяют и потребительские. И в западных странах уже наблюдается их снижение. Однако нам замедления инфляции ждать не стоит. «Благотворное влияние падения цен производителей — вещь, которая возможна только тогда, когда во всех отраслях у нас будет конкуренция. Пока у нас в экономике недопроизводство, иначе у нас было бы не по 1–2 производителя в сегменте», — говорит Данилов-Данильян.
«У нас будет особенная ситуация — и экономический спад, и инфляция, — предупреждает Николаев, по чьим прогнозам в 2009 году стоит ждать 16–17%-ого роста цен».
Правительство в нашей чрезвычайно энергоемкой и транспортоемкой экономике одобрило ускоренное повышение тарифов естественных монополий, «заложив каркас высокоинфляционного падающего развития», напоминает он.