Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Спасение ценою в шесть триллионов

России пора прекратить сорить деньгами в антикризисных целях. Эксперты предупреждают, что средства государства скоро иссякнут

России пора прекратить сорить антикризисными деньгами. Эксперты предупреждают, что средства скоро иссякнут. Другие страны направляют финансы на госгарантии, а российские власти выдают кредиты банкам и настаивают на том, что «тотальное денежное бомбометание» — единственный выход.

Россия потратила на борьбу с финансовым кризисом уже 6 трлн рублей, что составляет 13,9% объема ВВП за 2008 год. Такие цифры приводятся в докладе «Россия и мир против финансового кризиса», подготовленном департаментом стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов). Если сравнивать с другими странами, это не слишком много. В США, например, плата за кризис составила 25% ВВП, в Великобритании — 37%, в Ирландии и вовсе 225%.

Однако с точки зрения эффективности расходования этих денег наше государство проигрывает, утверждают эксперты. «Между Россией и развитыми странами существует важное различие в понимании особенности нынешнего кризиса: в России он не оценивается как кризис доверия», — пояснил глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев на заседании Экономического клуба в среду. Отсюда и разные механизмы противостояния этому вызову. Правительство России направляет 84% выделяемых средств на капитализацию или «рекапитализацию» рынка — выдает кредиты банкам и предприятиям. Еще 5% тратится на скупку проблемных активов и 11% на «другое».

В графе «госгарантии» в этой таблице напротив России значится круглый нолик. Между тем именно этот механизм, говорит Николаев, способен преодолеть недоверие и «пробить тромбы», препятствующие свободной циркуляции денег в экономике.

И это понимают власти других стран. Так, Великобритания на государственные гарантии направила 39% всех антикризисных вливаний, США — 50%, Япония — 53%, Германия — 60%. Последняя предусмотрела 400 млрд евро на гарантии по долгам финансовых институтов, Франция зарезервировала 350 млрд евро на гарантии по межбанковскому кредитованию, в Великобритании правительство гарантирует банкам любые необеспеченные долги до трех лет.

Впрочем, российские власти не согласны с такой позицией. «Если проблемы с ликвидностью, то значит надо начинять рынок деньгами и проводить тотальное ковровое денежное бомбометание.

Потому что ты не знаешь точно, где сосредоточены проблемы, где есть узкие места, которые можно было бы расшить», — объяснил участникам встречи заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников. Он настаивает на том, что это пусть и затратная, но единственная надежная мера. «Подозреваю, что гарантии, которые можно было бы предоставить контрагентам, в наших условиях не привели бы ни к какому результату», — заявил он. «Сейчас нету ни в стране, ни в мире человека, который сказал бы «дайте мне денег, я произведу товар и продам его», — отчасти согласился бизнес-консультант и сопредседатель Клуба «2015» Николай Коварский. По его словам, «мир ищет новую цену всего». «Если вы проедете по портам в Европе, то обнаружите, что все они завалены разными товарами — никто ничего не берет.

Мир встал. Он ждет, пока определится, сколько будет стоить нефть: $50 или $5 за баррель, сколько будут стоить удобрения, сколько будет стоить евро»,

— сказал Коварский.

Но обе стороны признают, что

долго такой стратегии разбрасывания деньгами следовать не получится — денег не хватит. «Мы уже близко к той финансовой черте, через которую не хотелось бы переходить»,

— признал Мельников. Чтобы оценить, насколько хватит всех российских заначек, нужно знать масштаб проблемы. А эксперты признают, что сейчас он не известен и поэтому не могут назвать точной даты, когда деньги кончатся.

Между тем, глава Минфина Алексей Кудрин фактически признал, что кризис растянется еще на год. «Как минимум, год нам придется работать и оперативно реагировать», — сказал министр в Совете Федерации, отметив, что Минфин «переведен на казарменное положение, ЦБ работает до двух ночи и реагирует на все».

Так долго нам не подержаться, опасаются эксперты. «Да денег фактически уже и нет», — предупреждает Николаев. Ведь в дополнение к первому антикризисному плану, потянувшему на 6 трлн рублей, принят второй. Документ, который 7 ноября подписал премьер-министр Владимир Путин, обещает помощь как финансовому, так и реальному сектору экономики, а значит, потребует новых расходов в 2008-2009 годах.

«Цена плана 7 ноября еще не ясна», — обращает внимание Николаев. В то же время деньги из такой «копилки», как Резервный фонд России, скорее всего, понадобятся на покрытие дефицита бюджета, грозящего нам из-за падения нефтяных цен.

Пока первый год трехлетнего бюджетного плана на 2009–2011 предполагает профицит в 2 трлн рублей, однако это при среднегодовой цене urals $95 за баррель. Минфин признает, что цена составит $50 за баррель. Но расходы бюджета, как в среду еще раз заявил Кудрин, не будут пересматриваться в сторону уменьшения, в случае необходимости дополнительные средства будут взяты из Резервного фонда, «это закладывалось в нашу позицию, что он в момент кризиса будет страховать их».

Золотовалютные резервы тоже тают на глазах: с 1 августа по 1 ноября они сократились на 19% с $484,6 млрд с $597,3 млрд. «Формально предельной величины международных резервов государства нет. Вот у Украины $37 млрд, и они считают, что их уже нельзя расходовать и занимают деньги у МВФ. Я думаю, что нам нельзя опускаться ниже $200 млрд, потому что потом процесс станет необратимым и накопления будут стремиться к нулю», — говорит Николаев.

Впрочем, у государства есть мощнейший инструмент — инфляция и опускание курса рубля,

напомнил Коварский. «Там позиция безграничная, можно очень много сделать этим инструментом», — сыронизировал он. Но применять его небезопасно: в условиях кризиса не хватало еще массового недовольства населения скачком цен. «Ни одно государство не любит марша пустых кастрюль», — признал Мельников, поэтому он надеется, что «гиперинфляцию постараются предотвратить».

Остается надеяться, что уже потраченные государством деньги начнут работать на экономику. «Это же все возвратное финансирование», — упокаивает Мельников, не надо считать, что деньги пропали, может быть, они вернутся, «когда стоимость компаний начнет отрастать».

Новости и материалы
Вода ушла из нескольких десятков домов в Курганской области
Стало известно, куда больше всего поставляла СПГ Россия в апреле
В Польше заявили, что издержки России на Украине «недостаточно высоки»
Украина потребовала отстранить российских гребцов от олимпийской квалификации
Зеленский назвал Бога союзником Украины
Макрон прокомментировал лимит на два президентских срока подряд
В России выставили на продажу старый Mercedes-Benz за 50 млн рублей
49-летняя звезда «Отчаянных домохозяек» опубликовала фото в бикини
Стало известно о планах президента Кубы посетить Россию
Виктория Боня рассказала о покупке новой лошади для дочери
Норвежский политолог заявил, что Украина будет терять больше территорий
В Краснодарском крае ликвидировали пожар на базе отдыха
«Краснодар» назвали размазней
Названы ключевые причины блокировки банками переводов населения
Семья Кейт Миддлтон «проходит через ад» во время ее лечения от рака
Ревнивый россиянин устроил стрельбу и прострелил женщине руку
Постпред КНДР в ООН посоветовал США и их союзникам не искажать реальность
Рогов заявил о переходе Работино в «серую» зону вне контроля ВСУ
Все новости