7 ноября в Брюсселе лидеры государств и правительств ЕС проводят чрезвычайную встречу, в ходе которой рассматривают план реформирования мировой экономики в преддверии встречи «группы двадцати» (G20) 15 ноября в Вашингтоне. Застрельщиком в разработке плана, первоначально согласованного 4 ноября министрами финансов 27 стран ЕС, является председательствующая сейчас в ЕС Франция, традиционно критически относящаяся к США.
Президент Франции Никола Саркози оценивает потери стран ЕС в результате нынешнего мирового финансового кризиса в 800 млрд евро, или $1 трлн.
По словам участвовавшего во встрече с Саркози депутата Национального собрания Франции Жана-Пьера Брара, президент «пришёл к такому выводу по итогам бесед с другими лидерами ЕС, в частности, с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном». По оценке аналитика ИБ «Траст» Павла Пикулева, потери от финансового кризиса непосредственно в банковском секторе Европы сейчас примерно вдвое меньше. Таким образом, эта цифра свидетельствует о наступлении глубокого спада в экономиках стран Западной Европы в результате кризиса. «Скорее всего,
речь идет о совокупных потерях экономики в виде сокращения объема ВВП Еврозоны примерно на 10%»,
— комментирует начальник аналитического департамента «Арбат-Капитал» Сергей Фундобный.
При этом, сообщил Брара, французский президент считает, что США больше не в состоянии «оплачивать кризис только долларами». До сих пор американское правительство помогало своей финансовой системе за счёт эмиссии и наращивания госдолга. Но Саркози не устраивает такой способ преодоления кризиса. И план, разработанный при его участии, подразумевает нечто большее.
Уже известно, что он содержит в себе повышение прозрачности финансовых институтов, снижение рисков при предоставлении кредитов и в прочих сферах ведения бизнеса, а также усиление регулирования финансовых рынков, в том числе и с помощью МВФ. Именно предложение Франции об усилении роли фонда и превращении его в гаранта стабильности международной финансовой сферы станет основной темой встречи 7 ноября. Кроме того, ЕС намерен предложить сделать «более открытым» процесс выборов главы МВФ. Такое изменение в деятельности фонда потребует согласия США. И Франция дала понять, что намерена добиться его от Америки вместе с предъявлением счёта за кризис.
Впрочем, не факт, что «антиамериканизм» французского президента будет поддержан его коллегами из ЕС, многие из которых традиционно не склонны к фронде против Америки, как, например, та же Великобритания. К тому же
США и так уже сделали значительно больше для борьбы с кризисом и поддержания ликвидности в финансовой системе, нежели их европейские коллеги,
отмечает Фундобный. Вполне вероятно, что претензии к США будут высказаны, поскольку кризисные явления начали распространяться по мировой экономике именно из США, но вряд ли такая позиция позволит прийти к консенсусу по итогам встречи, полагает аналитик.
Проблема заключается в том, что интересы стран G20 слишком сильно расходятся, чтобы ожидать от саммита в Вашингтоне серьёзных изменений финансовой архитектуры,
как того хотят Саркози или президент России. Ряду «старых» членов ЕС или нефтеэкспортёрам, таким как Россия, может оказаться выгодней проявлять «экономический эгоизм», считает Пикулев, и решать свои проблемы самостоятельно. «В лучшем случае по итогам встречи будут приняты договоренности о проведении согласованной монетарной политики центральными банками и их взаимной поддержке, а также о предоставлении кредитов наиболее нуждающимся в них странах», — предполагает Фундобный. Единственное, что можно утверждать определенно, это то, что «саммит G20 станет ещё одним шагом на пути, по которому сейчас движется весь финансовый мир — усиление государственного регулирования и вмешательства в экономику», уверен Пикулев.
Но такие полумеры никак не помогут ни преодолеть последствия нынешнего кризиса, ни извлечь уроки из него, чтобы он больше не мог повториться.
«Действительно сильным решением было бы создание единой мировой клиринговой системы, что позволило бы наконец-то повысить уровень доверия в мировой банковской системе и осуществить зачет взаимных требований банков друг к другу», — считает Фундобный. «Единственное верное — это комплексное решение проблемы. Необходимо охватить весь рынок банковских услуг, корпоративный и частный сектор, иначе вновь появившаяся брешь в финансовой системе опять приведёт к панике», — соглашается аналитик ГК «Альпари» Владимир Чамин.