Немецкий автопроизводитель Volkswagen (VW) неожиданно для всех стал самой дорогой компанией мира. Он сумел обойти прежнего мирового лидера по капитализации — американскую нефтяную компанию Exxon Mobil (EM).
Для того чтобы стать первым, VW пришлось пройти большой путь. Удивительно, но,
несмотря на кризис, с начала года стоимость Volkswagen выросла более чем в 5 раз. Теперь этот показатель составляет $370 млрд.
Прежний лидер EM стоит $343 млрд.
Достижение немецкого автопроизводителя знаменует собой новую тенденцию:
в условиях высокой волатильности и в отсутствие повышательной тенденции на фондовых рынках на вершину списка могут внезапно «запрыгнуть» совсем неожиданные кандидатуры,
к каковым относится и VW. И то, каким образом это произошло, тоже характерно. На торгах 27 октября произошёл резкий — на 93% — взлёт котировок акций VW. А этот скачок внимания инвесторов произошёл после того, как другой немецкий автоконцерн Porsche заявил об увеличении своей доли в VW с 42,6% до 75%. В условиях стагнации автомобильной отрасли в мире в последние месяцы инвесторы с энтузиазмом восприняли весть о своеобразном слиянии двух крупных конкурентов.
Мировой финансовый кризис выводит на сцену новых героев, ведь популярность прежних лидеров в глазах инвесторов, напротив, резко упала. В последние годы двигателем наращивания капитализации было, как многие теперь считают, надувание «пузырей» на сырьевых рынках. И на коне были производители нефти. Так, именно благодаря росту цен на «чёрное золото» сам EM захватил лидерство в 2005 г., сместив с первого места General Electric (GE), и отдавал его лишь один раз временно — также нефтяной компании, но из Китая. Но за последние три месяца цены на нефть упали более чем вдвое, и стало ясно, что планам компаний нефтегазового сектора по росту их капитализации в ближайшее время не суждено сбыться.
Та же участь постигла и российский «Газпром». Ещё в мае его капитализация достигала $340 млрд, и он вышел на третье место в мире,
обогнав крупнейшего в мире сотового оператора China Mobile и GE. С 2000 г. капитализация газовой монополии выросла к тому времени в 46 раз, а аналитики утверждали, что компания до сих пор остается недооценённой и при условии пересмотра стоимости её газовых запасов она может занять и более высокие ступени в мировом рейтинге. В середине июня глава монополии Алексей Миллер заявлял, что его стоимость в течение семи-восьми лет может вырасти до $1 трлн. Но 12 часов российского фондового рынка пробили буквально через несколько недель после этого,
с середины мая рынок стал стремительно сокращаться, обвалившись более чем на 70%, а капитализация самого «Газпрома» съёжилась в 5 раз — до $69 млрд. О «тройке» с этими показателями теперь не стоит и мечтать. «Сейчас «Газпром» находится на 54-м месте»,
— уточняет аналитик ИГ (организация запрещена в России) «Капиталъ» Виталий Крюков.
Подобная судьба ожидала и компании других развивающихся рынков, которые резко шли на взлет, но так же быстро и обвалились в последний год.
Больше всего от слома повышательной тенденции пострадал Китай.
Ещё год назад в десятке крупнейших компаний мира было 5 китайских — PetroChina, China Mobile, Industrial and Commercial Bank of China, China Petroleum и China Life. А в ноябре 2007 г. PetroChina стала крупнейшей в мире, со своими немыслимыми $1,1 трлн сместив с первого места EM. Но китайский фондовый рынок в этом году упал почти как наш — более чем на 60%. И уже в августовском рейтинге делегаты от развивающихся рынков сильно «просели». Падающий китайский рынок отнял 70% былого богатства у PetroChina, опустив её на второе место.
Впрочем, перестановки на нынешнем волатильном рынке не стоит воспринимать всерьез, в один голос заявляют аналитики.
«Победа Volkswagen не совсем здоровая. Для нее не было фундаментальных причин.
Очень скоро, как только Porsche закончит покупку, капитализация сдуется до докризисных уровней», — считает аналитик ИК «Церих» Роман Ткачук.
Взгляды же на то, какова будет итоговая картина после кризиса, у экспертов расходятся. Вначале «надо посмотреть, как скажется недостаток ликвидности и инфляция», объясняет начальник аналитического отдела ИК «Церих» Николай Подлевских. Если у инвесторов вновь проснётся вкус к риску, то они могут вернуться на сырьевые рынки.
В этом случае мировые цены на нефть вырастут, и сырьевые гиганты из развивающихся стран получат шанс для реванша. «Газпром» недооценён и должен вернуться в топ-10,
считает Подлевских.
При сохранении же существующих тенденций на мировых фондовых рынках может восстановиться статус-кво двух-трёхлетней давности, и в списке крупнейших компаний произойдут изменения в пользу компаний с развитых рынков,
а компании с развивающихся рынков опустятся ниже, прогнозирует начальник аналитического отдела УК «Капиталъ» Сергей Карыхалин. «Кризис сначала ударил по развитым рынкам, снизив капитализацию крупнейших компаний, но теперь эпицентр кризиса смещается в развивающиеся страны и бьёт по местным компаниям, — поясняет он. — Учитывая большую уязвимость компаний из Emerging Markets и относительно слабо развитую инфраструктуру рынков, восстановиться им будет сложнее, чем их аналогам в развитых странах». «Крупнейшие американские и европейские нефтегазовые компании сохранят свое место в топ-20. Российские нефтегазовые компании серьезно отстанут», — резюмирует Крюков.
А если кризис затянется, лидеры могут смениться ещё не раз.
«На первый план могут выйти компании из нециклических «защитных отраслей», доходы которых слабо пострадают от падения потребительского спроса», — предполагает Карыхалин, такие как Johnson & Johnson, Procter & Gamble Co, McDonald's Corp.