Продолжается взлёт доллара относительно рубля. С 25 октября официальный курс доллара Банка России вырос ещё на 8 копеек и пробил отметку в 27 рублей. Теперь за $1 будут давать 27 рублей 6 копеек. С середины июля 2008 г. доллар повысил свою стоимость уже почти на 4 рубля, или на 17%. А на торгах ММВБ расчётами «завтра» к 13.30 24 октября доллар прибавил за сутки 31,5 копейки, дотянувшись до отметки 27,275 руб. за $1. В последний раз такой курс американской валюты в России был весной 2006 года.
Американская денежная единица растёт в России потому, что она тяжелеет во всём мире.
«То, что происходит сейчас на валютных рынках, можно назвать только одним словом — паника»,
— говорит руководитель аналитического отдела ГК «Альпари» Егор Сусин. «Эта неделя показала, что доллар в настоящий момент не могут остановить ни технические, ни психологические уровни», — замечает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
В пятницу курс евро снизился к доллару до $1,2532, а падение фунта стерлингов за день стало максимальным за 37 лет. Эти события вызваны тем, что инвесторы с большим пессимизмом оценивают перспективы дальнейшей динамики экономик Европы и Азии, нежели американской.
«Начавшийся в США кредитно-ипотечный кризис продолжает усиливать свое влияние в других мировых регионах, и прежде всего в странах ЕС. Платёжный баланс еврозоны, согласно вчерашним данным, в августе составил минус 8,4 млрд евро против среднего прогноза, равнявшегося минус 1,8 млрд евро, — отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. — Промышленное производство сократилось в сентябре 2008 г. на весьма значимые 6,6% в годовом исчислении, что так же, как и динамика предыдущего показателя, отражает спад показателей нетто европейского экспорта».
Не могут в такой ситуации оставаться «островком стабильности» и развивающиеся экономики. «Ситуация в таких странах постоянно ухудшается и может подорвать их реальную экономику», — передаёт газета The Financial Times слова старшего заместителя председателя совета директоров Citigroup Уильяма Родеса.
«Многие инвесторы выводят свои средства из развивающихся стран, что способствует дополнительным покупкам американской валюты», — констатирует Сусин. Кроме того, доллар растёт из-за общей нехватки кредитных средств в мире.
«Когда на кредитных рынках разразился кризис, в мире обозначился большой недостаток долларов, т. к. большая часть долларовой денежной массы была сгенерирована в кредитном секторе. Заморозка кредитования спровоцировала дефицит американской валюты», — поясняет аналитик.
Дополнительным стимулом для роста доллара выступает активный уход инвесторов от риска и перевод средств в казначейские обязательства США. По сообщению агентства Bloomberg, доходность наиболее ликвидных 30-летних US Treasuries упала в ходе торгов 24 октября до минимального уровня с 1977 г., когда начались их регулярные продажи министерством финансов, — 3,8676% годовых. К тому же валютные спекулянты ожидают, что экономические проблемы заставят центробанки Европы и, может быть, Азии снизить их учётные ставки, что само по себе делает соответствующие денежные единицы потенциально менее доходными.
Доллар популярен сейчас и как практически единственное средство сбережения. В связи с этим усиливается уход средств спекулянтов не только из других валют, но и с основных товарных рынков, что отражается на ценах. Так, нефть с июльских максимумов подешевела уже более чем вдвое, а золото только за эту неделю потеряло более чем 10%.
И все эти факторы продолжат действовать и в будущем. В ближайшее время
технические факторы даже могут «загнать» курс до соотношения $1,17 за евро,
указывает аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Елена Васильева.
Такие пертурбации валютных курсов в последнее время вызывают резкое истощение международных (золотовалютных) резервов Банка России. Отток капитала и необходимость выбрасывать доллары из своих запасов для недопущения ослабления рубля приводят к тому, что
резервы ЦБ уменьшаются на $15–16 млрд в неделю. С 8 августа по 17 октября они «усохли» с $597,5 млрд до $515,7 млрд, или на 13,7%.
Банку приходится поддерживать рубль, не давая ему опуститься ниже уровня 30,4 рубля по бивалютной евродолларовой корзине. Это необходимо для недопущения дефицита платёжного баланса и роста инфляции. «На данный момент действия Центрального банка вполне адекватны, российский рубль снижается к доллару, но не более активно, чем падает евро к доллару и другим валютам», — оценивает Сусин. Кроме того, ЦБ разумно не дать рублю уйти в свободное падение, чтобы поддержать ликвидность банковской системы и не допустить панических настроений среди населения, считает Васильева.
Укрепление доллара неблагоприятно для российской экономики.
«На рынках активов можно ожидать падения цен, в первую очередь это касается недвижимости, — отмечает Сусин. — Прогнозы по прибылям многих компаний будут пересматриваться с понижением, что продолжит оказывать давление на рынки акций». Совокупный внешний долг России достиг $527 млрд, подсчитывает он. Большая часть этих средств — долларовые кредиты. Таким образом, рост доллара может сильно ударить по позициям компаний и потребителей, которые эти кредиты брали.
Рост доллара сказывается не только на финансовом, но и на реальном секторе экономики. «В России можно ожидать сокращения потребления из-за снижения доходов от нефти, а приток зарубежных инвестиций иссякнет, — рассуждает Сусин. — В таких условиях
многие импортёры будут вынуждены сокращать объёмы импорта, а цены на импортные товары будут расти».
Рост доллара не благоприятен даже для экспортёров, которые в иных условиях от этого только выиграли бы.
Экспортный сектор России не сможет получить дивидендов от роста доллара, т. к. основная составляющая экспорта --– это ресурсы, цены на которые резко упали, поясняет Сусин. Прибыли экспортеров резко сокращаются, что негативно влияет и на поступления в бюджеты разных уровней. Впрочем, у экспортёров есть запас прочности. Нефтяной сектор останется рентабельным, даже если цены на нефть упадут ниже $50 за баррель, считает Васильева.
Впрочем, в целом инфляция, вероятно, существенно не ускорится, т. к. падение цен на ресурсы уменьшает себестоимость продукции, хотя рост стоимости кредитов заставит производителей держать цены на высоком уровне.
«Не стоит ждать инфляционного скачка, но только в том случае, если правительство не включит печатный станок,
чтобы закрыть бреши, образующиеся в результате ухода иностранных инвестиций», — полагает Сусин.
Всё это может вызвать снижение доходов в ближайшем будущем. Необходимость поддержки курса рубля и помощь в рефинансировании внешних заимствований российских корпораций неизбежно ещё больше снизят валютные запасы страны, уверены аналитики. Впрочем, для того они и накапливались, добавляет Васильева.